Италия затянула пояса
В итальянской Флоренции открылась выставка мужской моды Pitti Uomo. Свои осенне-зимние коллекции публике представят более 1200 брендов, в том числе 540 зарубежных. «Газета.Ru» рассказывает о том, как выставка достижений итальянской легкой промышленности превратилась в главное событие в мире мужской моды. История Pitti Imagine — организации, которая проводит сегодня во Флоренции престижные выставки, посвященные мужской и детской одежде, парфюмерии, гастрономии, — берет свое начало в 50-х, когда в Белом зале палаццо Питти во Флоренции состоялась выставка-продажа итальянской одежды. Для Италии это было важным шагом — небогатой в то время стране было нужно показать, что она производит качественные вещи высокого класса. В 1954-м был основан Флорентийский центр итальянской моды (Centro di Firenze per la Moda Italiana), в который теперь входит и Pitti Imagine. С этого момента стало понятно: итальянское — значит отличное. В этом году Pitti Uomo исполняется 45 лет, и сейчас она проходит уже в 91 раз (ее проводят дважды в год, зимой и летом). А впервые выставка мужской моды, получившая свое название в честь палаццо Питти, состоялась в отеле Villa Medici в сентябре 1972 года. Тогда в ней приняли участие 43 производителя и 526 байеров, из которых 98 приехали из-за рубежа. Сегодня число брендов, представленных в выставочном центре Fortezza da Basso (Pitti Uomo проходит там с 1982-го), переваливает за 1200, а количество байеров, приезжающих на мероприятие, насчитывает до 20000. Выставка, которая поначалу была предназначена для того, чтобы показать миру элегантность итальянского стиля, за годы существования стала международной — ее престиж рос благодаря участию знаменитых кутюрье, занимающихся высокой модой. Девяностые годы оказались временем расцвета итальянской моды с ее тягой к роскоши и игре. Пока Милан становился столицей шопинга и высокого стиля, то, что будут носить мужчины, начинали определять во Флоренции. Выставка перестала быть простой демонстрацией достижений итальянской легкой промышленности к началу 90-х: в ней участвовали и модные бренды, и прославленные дизайнеры, и швейные мастерские — неважно, как ты называешься и каков твой статус, главное, что у тебя получается красиво. Особенное событие Pitti Uomo — выставка британской ассоциации портных Savile Row Bespoke, которую принимает Galleria d'arte Moderna в палаццо Питти. Ключевой идеей Pitti Uomo с самого начала было продвижение идеи дендизма, а что может быть элегантнее, чем хороший костюм? Сшитый на заказ, например, у одного из портных Savile Row, услугами которых пользовались в свое время сэр Уинстон Черчилль, Фрэд Астер и Кэри Грант, а сейчас среди клиентов мастерских — члены британской королевской фамилии, Мик Джаггер, Том Форд, Дэвид Бекхэм, Брэд Питт и даже Пит Доэрти. В общем, если мужчину называют иконой стиля, значит, он заказывает одежду у лондонских портных. И все же славу выставке принесли имена великих кутюрье. В 1991 году Жань-Поль Готье показал свою коллекцию «Осень-зима 1992» в рамках выставки в палаццо Строцци, годом позже в Pitti Uomo принял участие Джорджио Армани, а в 1993-м Джанфранко Ферре устроил дефиле в выставочном центре Stazione Leopolda (когда-то это был первый вокзал, появившийся во Флоренции в 1848 году). В 1994-м именно на Pitti Uomo Dolce & Gabbana представили свою линию D&G: коллекция включала тишотки, сделанные из прозрачного целлофана, пиджак с ламинированными змеями и рубашку с цветным кружевом. Дефиле проходило на вилле Колацци неподалеку от Флоренции, которую, как считают, спроектировал Микеланджело Буонаротти — великолепная ренессансная архитектура и тосканские пейзажи оказалась подходящим оформлением для модных показов. С 1995 года к Pitti Uomo стали присматриваться и европейские дизайнеры-авангардисты. В 1995 году во дворе Piazzale Michelangelo прошел показ Дриса ван Нотена, сегодня одного из самых влиятельных бельгийских модельеров. В 1999-м Флоренция увидела и немцев — бренд Hugo Boss показал весенне-летнюю коллекцию 2000 года. Первый показ в Тоскане прошел в Forte Belvedere, крепости с видом на знаменитый Понте Веккьо и палаццо Питти. Вечер окончился грандиозным фейерверком. В 2005-м в садах Боболи впервые представил свою весенне-летнюю коллекцию на 2006 год Раф Симмонс, бельгийский дизайнер, будущий (а теперь уже и бывший) креативный директор Dior. Спустя 11 лет, в 2016-м, он вернулся на площадку: в июне прошлого года выставка проводилась в 90-й раз, и Раф Симмонс стал ее почетным участником. Для закрытия Pitti Uomo он организовал специальное шоу в погруженном во тьму выставочном центре Stazione Leopolda, отметив таким образом 20-летие своей карьеры. Почетными гостями выставки, проходящей с 10 по 13 января 2017-го, будут британский дизайнер Пол Смит и американец Томми Хилфигер: ренессансные итальянские дворцы — по-прежнему идеальное обрамление для всего лучшего, что придумано в моде.