Изгнание Украины в Россию
Экс-премьер Украины Николай Азаров допустил создание правительства страны в изгнании. Об этом председатель «Комитета спасения Украины» заявил в интервью газете «Известия». Азаров отметил, что для этого должны сложиться определенные обстоятельства. «Когда правящая верхушка, которая незаконно захватила власть, практически не сможет осуществлять свои функции, а народ потребует альтернативной власти, тогда и появятся такие условия», – пояснил он. Напомним: правительства в изгнании обычно функционируют с расчетом на то, что когда-нибудь вернутся в свои страны и получат там власть в свои руки. Ждать порой приходится долго, с минимальными шансами на успех. В качестве примера можно привести «Правительство Чеченской республики Ичкерия в изгнании» со штаб-квартирой в Лондоне, которое возглавляет бывший «бригадный генерал» самопровозглашенной ЧРИ Ахмед Закаев. Закаев объявлен Москвой в международный розыск, однако глава Чечни Рамзан Кадыров неоднократно предлагал своему противнику вернуться на родину, гарантируя ему безопасность и свободу от судебных преследований. Но Закаев предпочитает оставаться на Западе и ждать своего часа. Очень долго – с 1920 по 1992 годы – ждало выхода на политическую сцену правительство так называемой Украинской народной республики (УНР) в изгнании. Оно дислоцировалось сначала в Польше, а потом во Франции. Последний президент УНР в изгнании Микола Плавьюк 22 августа 1992, за два дня до первой годовщины провозглашения независимости Украины, официально передал Леониду Кравчуку грамоту, что Украина является правовым преемником УНР. Нынешнюю инициативу Азарова, видимо, можно расценивать как резервный проект Кремля. Что в реальности стоит за созданием правительства Украины в изгнании, при каких сценариях оно может оказаться востребованным? – Правительство в изгнании надо было создавать в 2014 году, когда у России имелась возможность вернуть контроль над Киевом, – считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России Михаил Александров. – Для этого возвращения достаточно было поддержать подразделения ДНР и ЛНР по сирийской модели. Наша операция в Сирии, замечу, показала эффективную стратегию войны новыми способами – с использованием, в основном, ВКС России и местных вооруженных формирований на земле. Ведь российских наземных войск в Сирии практически не было. Действовали, в основном, сирийские правительственные войска, ливанская «Хезболла», и неофициальные подразделения иранских добровольцев – но при поддержке российских инструкторов и военных советников. По такой же модели можно было действовать в 2014 году на Украине. Причем, я допускаю, часть украинской армии вообще бы не оказала сопротивления, если бы Виктор Янукович в тот момент провозгласил бы себя законным президентом и создал бы правительство в изгнании. А сейчас время упущено. Важной ошибкой Кремля было признание законности выборов украинского президента Петра Порошенко. Думаю, кремлевских стратегов тогда обвели вокруг пальца. Неслучайно накануне выборов на Украине с Владимиром Путиным встретился в Москве глава ОБСЕ, президент Швейцарии Дидье Буркхальтер. По итогам встречи было объявлено, что стороны согласовали «дорожную карту» по выходу из украинского кризиса. Как я предполагаю, именно на этой встрече Путину было предложено признать выборы Порошенко в обмен на заключение мирных соглашений под эгидой Запада. Мол, соглашения будут выполнены, обстановка на Украине нормализуется, и никаких антироссийских санкций не будет в помине. Российское руководство согласилось на этот обмен – а Запад не сдержал слова под предлогом, что Донбасс не выполнил свою часть обещаний. «СП»: – Почему о правительстве в изгнании вспомнили сейчас? – На мой взгляд, сейчас нет смысла создавать правительство Украины в изгнании. Куда перспективнее создать альтернативное правительство на базе Донецкой и Луганской народных республик. Руководство ДНР и ЛНР завоевало авторитет в реальных условиях, и именно оно должно выступить новым центром власти на Украине. А то, что предлагает Азаров – это попытка вернуться в политику проигравшей команды. По сути, попытка конвертировать проигранный политический капитал во что-то реальное. Думаю, Азаров и его сторонники понимают, что геополитическая ситуация вокруг Украины начинает меняться в связи с приходом к власти в США Дональда Трампа. И рассчитывают использовать эти перемены для собственного возвращения. Я считаю, Азаров и компания могут создавать что угодно, но поддерживать это начинание Кремлю не стоит. «СП»: – Как конкретно будет меняться ситуация вокруг Украины? – После прихода Трампа в Белый дом, скорее всего, начнется пересмотр американской политики на украинском направлении. Многое будет зависеть от переговоров Путина и Трампа – от того, о чем они смогут договориться. Трамп вполне может использовать украинский козырь, чтобы добиться от нас уступок по другим направлениям – по Сирии, Ирану, Китаю. Однако с учетом суммы уступок США, сделанных еще со времен Михаила Горбачева, наши нынешние подвижки могут быть только минимальными. А вот от американцев мы, скорее всего, потребуем многого: признания всего постсоветского пространства сферой влияния России, отвода войск НАТО из Польши, Румынии и Болгарии, свертывания системы ПРО в Восточной Европе. В такой ситуации Трамп почти наверняка начнет использовать Украину как рычаг давления на Москву. Если так, ему придется существующему киевскому режиму помогать. Тем более, многое на этом направлении сделал Конгресс США, и тем самым развязал Трампу руки в торге с Россией. – Создание правительства Украины в изгнании было бы логичным сразу после переворота 2014 года, – согласен и заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. – Тогда появление подобного инструмента было бы оправданным. Сейчас, спустя почти три года после событий на Майдане, такой шаг действительно вызывает вопросы. Думаю, за инициативой Азарова стоит попытка Кремля оказать ситуационное давление на нынешнюю украинскую власть. Кроме того, создание правительства в изгнании можно считать глубоко запасным вариантом Кремля на случай, если ситуация на Украине сама собой образуется. Впрочем, для позитивного сценария нет решительно никаких предпосылок. Нет признаков, что власть в Киеве может быть смещена в результате народного бунта. Нет признаков, что в украинском политическом классе появятся силы, относящиеся к России рационально. Наконец, нет предпосылок, что Киев может вернуться к политике «маятника» между РФ и Западом – на поддержку такой модели Москва могла бы пойти при определенных обстоятельствах. Надо сказать, в последние десятилетия было немало правительств разных стран в изгнании. Но ни одно из них не стало действующим после изменения геополитической обстановки. Их задача заключалась в одном – демонстрировать наличие альтернативы, непризнания действующих режимов соответствующих стран. Ту же задачу могло бы решать правительство Украины в изгнании – и ни более того. – Прежде чем создавать правительство в изгнании, необходимо обнародовать его программу и сформировать под нее состав кабмина, – отмечает украинский политолог, публицист Юрий Городненко. – Цель здесь всегда первична: нельзя сначала создать инструмент, – а любое правительство является, прежде всего, инструментом, – и лишь потом определять, чем он будет заниматься. Но «Комитет спасения Украины» действует задом наперед, и так происходит не в первый раз. Достаточно вспомнить, что Азаров сначала создал этот комитет, и лишь потом обратился к украинской общественности с призывом создавать «комитеты спасения» на местах. «Мы предлагаем всем гражданам, политическим партиям, профсоюзным и общественным движениям объединиться и общими усилиями навести порядок в нашем доме», – заявил в августе 2015 года Николай Азаров. Но в том-то и дело, что обычно происходит наоборот: вначале идет инициатива снизу, а потом, как реакция на нее, создается координирующая структура сверху. Еще один яркий пример непоследовательности комитета – история с проектом новой конституции Украины. О том, что работа над ним ведется, сообщил еще в феврале 2016 года экс-депутат Верховной рады Владимир Олейник. По его словам, новая конституция должна была предусматривать механизмы импичмента президента, чтобы избежать узурпации власти. Прошел почти год – и об этом проекте ничего не слышно. Не создан даже орган, который разработкой конституции занимается. Так дела в политике не делаются. Именно этот подход, на мой взгляд, ставит под сомнение создание правительства Украины в изгнании.