"Пока волны наступления на Кремль или губернаторов нет"

Хотя на федеральном уровне бюджетный процесс идет относительно спокойно, в регионах губернаторы находятся под двойным прессингом. К такому выводу пришли авторы ежемесячного рейтинга социально-политической устойчивости регионов фонда «Петербургская политика». Главы регионов столкнулись с неизбежным распределением все большего количества собираемых средств в пользу федерального бюджета. «Речь идет о весьма чувствительном для многих изъятии 1% поступлений от налога на прибыль», — поясняют авторы рейтинга. Вдобавок на региональные центры давят муниципальные власти, которые также сталкиваются с рисками неисполнения бюджетных обязательств и публично высказываются за изменение системы налогообложения. «Регионы обескровливает экономический кризис. Плюс к этому они еще сталкиваются с требованием перечислять больше денег в федеральный бюджет. И параллельно муниципальные власти находятся в той же ситуации и обращают свое недовольство к региональным властям», — поясняет президент фонда Михаил Виноградов. Авторы исследования отмечают, что за прошедший ноябрь ряд подобных скандалов стали публичными. По словам Виноградова, в первую очередь это произошло там, где и так есть ощутимый конфликт мэров крупных городов с губернаторами. Например, мэр Иркутска Дмитрий Бердников призвал передать муниципалитетам 25% поступлений от упрощенной системы налогообложения (УСН), а также часть средств от налогов на доходы физических лиц. В Улан-Удэ мэр Александр Голков при поддержке депутатов горсовета призвал власти пересмотреть разделение УСН между муниципалитетами и предоставить городу бюджетный кредит на погашение долгов. Новосибирский мэр, представитель КПРФ Анатолий Локоть, предложил поправки в областной бюджет, в которых настаивает на участии мэрии в обсуждении политики межбюджетных трансфертов. В Великом Новгороде под огнем критики региональных властей со стороны мэра Юрия Бобрышева оказалось было принятие городского бюджета. В гордуме предлагают создать чрезвычайный комитет для поиска выхода из сложившейся ситуации. Авторы отмечают критику региональных властей и в Московской области. Политолог-регионалист Ростислав Туровский отмечает, что бюджетный процесс в регионах сейчас действительно проходит несколько более «болезненно», чем обычно. «Регионы-то в состоянии собрать то, что они обычно собирают. Но федеральный центр начинает на них экономить. И региональные власти вполне справедливо опасаются, что поступления сверху снизятся. Это вынуждает их закладывать большую экономию в бюджеты», — констатирует эксперт. В свою очередь директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отметила в разговоре с «Газетой.Ru», что даже в этой ситуации большинство региональных властей «молчат как рыбы»: «Тотальная лояльность — это правила игры. И поэтому не молчит только Чечня. И им на следующий год трансферты не снизятся». Эксперт считает, что никаких новых проблем у муниципалитетов не возникает. Они уже давно и «прочно» зависят от региональных властей, так как практически все их доходы уходят на региональный уровень и там перераспределяются в ручном режиме. И под таким контролем они находятся уже с 2014-2015 года. Сейчас мэры выходят на конфликт, видимо, потому, что «приперло». «Все плохо давно и прочно. То, что кто-то начинает сейчас скандалить — это индивидуальные особенности организма», — заключает Зубаревич. В свою очередь Туровский отмечает, что скандалы вспыхивают только там, где для них есть политическая почва и местные элиты не находятся в полной зависимости от губернатора. Таких территорий становится все меньше благодаря проводимым муниципальным реформам. Так, все большую популярность набирает практика, кода главой города является нанимаемый сити-менджер, а не избранный на выборах мэр — председатель городской думы. Как поясняет Туровский, в этих случаях главой города часто становится выходец из региональной исполнительной власти. Зубаревич в свою очередь считает, что улучшению ситуации как раз бы помогло перераспределение в сторону центра. Говоря о задолженности регионов и муниципалитетов, социолог отмечает, что по сравнению с январем к октябрю она незначительно снизилась. Впрочем, эксперт предостерегает от излишнего оптимизма, так как уверена, что к декабрю, когда придет время расплачиваться по контрактам, долги опять возрастут. Туровский отмечает, что зависимость регионов от кредитов федерального центра только укрепляет их положение в вертикали власти. А значит, в этой ситуации верхним звеньям этой системы не стоит опасаться неповиновения. Вместе с проблемами бюджетного характера эксперты фонда «Петербургская политика» фиксируют повышение интенсивности социальных протестов, отмечая «обособленность» этих процессов. Подобные выступления отмечены в 20 субъектах РФ. Они связаны с задержками зарплат, обманутыми дольщиками, проблемами социальной инфраструктуры (например, закрытием родильного отделения в одной из больниц) и т.д. Только три случая получили политический окрас, когда выступающие требовали отставки региональных властей или критиковали проводимую ими политику: в Красноярском крае, Московской и Псковской областях. Эксперты считают их менее заметными, чем мероприятия, посвященные социальным проблемам. Ростислав Туровский говорит, что оценка авторов рейтинга несколько спорна: «Социальные акции протеста фиксируются из сообщений о них в СМИ. А это всегда спорная оценка. Уровень поддержки власти в целом, согласно опросам, растет». Президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов указывает, что критической ситуации нет нигде. «Пока волны наступления на Кремль или губернаторов нет, но количество акций возросло». К тройке регионов с наименьшей социально-политической устойчивостью эксперты отнесли Иркутскую и Новосибирскую области, а также Ингушетию.

Мэры требуют от губернаторов поделиться бюджетом
© РИА Новости