Украина пустит танки под «Нож»
Украинские предприятия военно-промышленного комплекса Украины получат от Пакистана заказ на сумму более 600 млн долларов. Об этом говорится в сообщении Минобороны Украины. За указанную сумму Киев пообещал провести техническое обслуживание и модернизацию танкового парка Пакистана. Соответствующий меморандум 23 ноября в Исламабаде подписали гендиректор «Укрспецэкспорта» Павел Букин и глава пакистанской корпорации Heavy Industries Taxila Ваджит Саид Хусейн. Подписание документов состоялось при участии главы военного ведомства Степана Полторака, пакистанского Федерального министра оборонной промышленности Рана Танвир Хусейна и первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Олега Гладковского. Пакистан является одним из давних и крупнейших партнеров Украины в области ВТС. Как отмечают СМИ, с 2001 года Киев сотрудничает с Исламабадом и Пекином в проекте создания пакистанского основного боевого танка (ОБТ) Al-Khalid. Заключен контракт на поставку моторно-трансмиссионных отделений на базе двигателя 6ТД-2 для собираемого на мощностях в Таксиле и имеющего хороший экспортный потенциал пакистанского ОБТ. Что именно собираются украинцы модернизировать в Пакистане на этот раз не сообщается. Но, по всей видимости, речь идет о 320 танках Т-80УД. Напомним, в рамках заключенного в 1996 году контракта на сумму около 650 млн долларов Украина поставила в Пакистан 320 Т-80УД, произведенных в Харькове. По мнению некоторых специалистов, пакистанские Т-80УД будут доведены до уровня следующего украинского танка этого семейства — Т-84 «Оплот». Если это так, в Исламабаде сильно рискуют. Ведь сейчас не 1996 год, когда контракт по Т-80УД все же был выполнен. В последнее время оборонные предприятия «незалежной» регулярно срывают сроки и качество выполнения экспортных контрактов. Несомненно, заключение такого контракта – успех для Украины, однако по силам ли ее нынешнему военно-промышленному комплексу выполнить модернизацию более трех сотен машин? Тем более, что и в 90-х годах с этими танками было не все так гладко. Напомним историю прежней сделки. В 1995 году Украина впервые приняла участие в крупнейшей международной выставке «IDEX-95» в ОАЭ, где представила три новых танка Т-80УД. Представители украинского ВПК тогда убедили заинтересовавшихся пакистанцев, что они смогут осилить серийное производство боевых машин на Харьковском танкостроительном заводе им. Малышева. Тем более что, мол, есть возможность использовать еще советские складские запасы и закупить необходимые комплектующие в России. При этом, обещали в Киеве, украинский танк выйдет на 40% дешевле российского аналога. Москве при всех стараниях не удалось сорвать поставку танков Т-80УД Пакистану. В день отправки первой партии из Николаева в Карачи российская сторона заявила, что не только не будет поставлять комплектующие для производства украинских танков, но и не выдаст лицензии третьей стране на продажу запчастей Киеву. Как тогда писал «Коммерсант», на Москву надавили индийцы: либо Россия отказывается от участия в пакистанском контракте (по поставке комплектующих), или Дели замораживает тогдашнюю индийско-российскую программу ВТС, оцениваемую в более чем два млрд долларов. На Украине тогда нашли выход из положения: российские газотурбинные двигатели заменили на дизельные, но с производством 125-мм танковых орудий и бронированных башен пришлось попотеть. Кое-что добыли с законсервированных устаревших образцов бронетехники. А производство танковых пушечных стволов освоили на заводе имени Фрунзе в Сумах, прежде выпускавшем утяжеленные трубы для нефтегазодобычи. В итоге Украине не без труда и не без трений с Пакистаном удалось выполнить контракт. Однако, по некоторым данным, у Исламабада серьезные претензии к Киеву как по износу стволов, так и по живучести башен при лобовом попадании в них снарядов противника. Удастся ли украинским экспортерам и оборонщикам повторить прежний подвиг? Заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев считает, что Минобороны Украины в пиар-целях сильно завысило стоимость контракта по ремонту и модернизации танков Т-80УД. - Стоимость версии американского «Абрамса» M1A2 – чуть выше 6 млн долларов, а M1A2 SEP – 8 млн долларов. То есть, при желании за 600 миллионов можно купить 100 «Абрамсов». Цена модернизации танка Т-80УД должна быть в пределах 1 млн долларов, не больше. А если работы будут проводиться не на Украине, а в Пакистане, то обслуживающая сторона получит еще меньше денег. Харьковский танкостроительный завод им. Малышева до сих пор обладает необходимыми компетенциями. Тем не менее, и в 90-е годы не все комплектующие для танка производились на Украине. Сейчас им придется либо приобретать контрафактную продукцию, либо тянуть детали из Восточной Европы, где на складах сохранились какие-то запасы. Даже если компетенция в производстве и обслуживании танка сохраняется на уровне 90%, то в оставшиеся проценты могут входить критические детали для бронемашины. Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов обращает внимание на то, что Украина и Пакистан подписали меморандум на контракт об обслуживании и модернизации танков. - Такой документ – это только начало пути. Он отнюдь не означает, что Украина вскоре получит озвученную сумму. А она сопоставима со стоимостью контракта на новые танки, правда, без учета прошедших 20 лет. Но если сделка состоится, то, несомненно, это будет самый крупный контракт со времен иракского пакета вооружений, который достался Киеву. Напомню, по контракту от 25 сентября 2009 года Украина обязалась отремонтировать для Ирака вертолет Ми-8Т на сумму 3,6 млн долларов, поставить шесть самолетов Ан-32Б на 99 млн долларов, а также 420 единиц колесных бронетранспортеров БТР-4 и машин на его базе на 457,5 млн долларов... Да и вообще по меркам танковой промышленности и рынка вооружений в области бронированной и сухопутной техники контракт на модернизацию трех сотен танков считается довольно крупным.

«СП»: - Если поверить Минобороны Украины, что может включать в себя ремонт и модернизация на такую солидную сумму?
- Озвученные цифры предполагают, что на один танк выделяется 2 млн долларов. Теоретически можно предположить, что под замену пойдут моторно-трансмиссионные отделения (грубо говоря - двигатели) и прицельные системы. А также будут установлены системы активной защиты. Учитывая экономическую ситуацию и состояние ВПК Украины, для Пакистана, конечно, рискованно заключать контракт на работы по такому количеству бронемашин. Но с двигателями в принципе проблем быть не должно: украинцы и так поставляют пакистанцам «движки» 6ТД-2 для танка Al-Khalid. Думаю, для пакистанцев не секрет, в каком состоянии находится Харьковский завод им. Малышева. Логично предположить, что работы по ремонту и модернизации Т-80УД будут проводиться на территории Пакистана, потому что отправка танков на Украину требует серьезных транспортных издержек. Плюс – деньги частично останутся в Пакистане, и в строке «развитие национальной промышленности» можно будет поставить галочку. Важные вопросы в такой модернизации – прицельная система и система активной защиты (САЗ). В первом случае можно допустить, что самую сложную часть – электронную – могут поставить французы, поскольку на Al-Khalid автоматизированная система управления огнем французского производства. Гипотетически САЗ на обновленных Т-80УД должна стоять – без нее сумма контракта получается слишком большой. В принципе, украинцы мелкосерийно ее делали на нескольких Т-80УД – в 2003 году три Т-80УД с комплексом «Нож» закупили США. И несколько десятков танков они, наверное, смогут оснастить САЗ. В таком случае получится что-то типа нашего Т-72Б3. Если контракт будет подписан и начнет исполняться, то, наверное, украинцы и пакистанцы не только заменят двигатель, но постараются унифицировать Т-80УД с Al-Khalid по какому-либо оборудованию. Кстати, возможно, что те танки получат китайские пушки.
«СП»: - Многие эксперты отмечали, что именно стволы – слабое место пакистанских танков Т-80УД.
- Эти танки не принимали участия в каких-то масштабных боевых действиях. Да и вряд ли они каждый год на учениях расстреливают железнодорожные составы боеприпасов. Тем более, что большая часть стволов для них все-таки снята с танков советского производства с небольшим настрелом. К примеру, насколько я понимаю, у нас на Т-72 не меняют стволы при модернизации. И еще – Харьковское конструкторское бюро заявило о разработке и подготовке к выпуску нового дизельного двигателя 6ТД-3 мощностью 1500 л.с. Теоретически пакистанцы могут стать стартовым заказчиком этих агрегатов, но на практике вряд ли рискнут устанавливать более мощные двигатели на старые танки. К тому же - еще не особо опробованные. Таким образом, теоретически украинцы и пакистанцы могут подписать и даже выполнять контракт, но о чем в реальности договорились Киев и Исламабад и договорились ли – непонятно.