Войти в почту

Дочь олигарха задолжала 2 миллиарда кредиторам

Несколько лет назад бренд Kira Plastinina был вполне успешен. Сегодня находится на грани краха.

Дочь олигарха задолжала 2 миллиарда кредиторам
© Коммерсантъ

Что случилось?

Арбитражный суд Москвы ввел в компании, управляющей сетью магазинов, – ООО «Кира Пластинина стиль», – процедуру наблюдения еще 1 ноября. С заявлением о признании компании банкротом в суд обратилась некто Е. Бусарова, долг перед которой со стороны «Кира Пластинина стиль» составил 353 350 рублей. Правда, нынешний гендиректор компании уверяет, что бизнес продолжит работу, в том числе с помощью франчайзинговой сети. «Кира Пластинина стиль» – операционная компания сети одежды под брендом Kira Plastinina. Бренд был создан в 2007 году дочерью Сергея Пластинина, который является одним из основателей гиганта-ритейлера «ВиммБилльДанн». Тогда в СМИ оценивали инвестиции предпринимателя в бизнес своего ребенка в сумме около 1,5 млрд рублей. Сергей продал свой пакет в «ВиммБилльДанн» компании PepsiCo, выручив порядка 15 млрд рублей, а за последнюю сделку с американской корпорацией – около 5,2 млрд рублей. Несколько лет назад в сеть «Кира Пластинина стиль» входило около 300 магазинов. Сегодня под брендом работает около 100 собственных и партнерских магазинов и интернет-магазин с доставкой по России и странам СНГ. Судебные разбирательства вокруг сети начались давно. Как рассказал ряду российских изданий действующий гендиректор «Кира Пластинина стиль» Игорь Мухачев, совокупный долг компании на сегодняшний составляет около 2 млрд рублей. Причинами такой тяжелой ситуации стали девальвация рубля и снижение спроса на продукцию со стороны населения. «Изначально в развитие бренда было «закачано» неоптимальное количество денег, – делится мнением Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group. – Маркетинговые бюджеты были огромными, а возврат таких инвестиций и выход на необходимый уровень рентабельности был затруднен». По ее словам, возможно, если бы не кризисы 2008 и 2014 года, компания рано или поздно обеспечила себе выход на эффективные показатели рентабельности, поскольку основа маркетинговой стратегии была грамотной, а коммерческий успех марке мог принести и меньший бюджет. «Однако с кризисом дополнительные вливания стали уже проблематичны, а марка на тот момент еще не вышла на окупаемость, – продолжает эксперт. – Начиная с 2014 года, компания стала закрывать нерентабельные магазины. Это была абсолютно понятная стратегия, к которой прибегли и многие другие сети». Г-жа Гаспарян уверена, что ситуация, в которой сейчас находится компания, не уникальна: многие игроки фэшн-рынка испытывают трудности.

Выживут только франчайзеры

Если будет реализован вариант банкротства, то имущество компании распродадут на публичных торгах. Поэтому решение Арбитражного суда компанию радует. Летом 2016 года деятельность всей сети была приостановлена из-за многочисленных исков, судов. После решения арбитров арест со счетов «Кира Пластинина стиль» будет снят, а сеть сможет возобновить торговлю. По словам Игоря Мухачева, бренд Kira Plastinina продолжит существовать, в том числе в магазинах франчайзи. Стратегия перевода большего количества магазинов на франчайзинговую модель – не самый плохой вариант выживания, уверены эксперты. Нет ничего хуже, чем уход компании из региона. Это сильно влияет на имидж бренда, поэтому сохранение магазинов за счет франчайзинговой модели – это понятный, логичный ход. Есть другие успешные кейсы применения франчайзинга в кризис. В 2008 году компания Hugo Boss доказала, что при грамотной реализации франчайзинга возможно не только удержаться на плаву, но и вырасти. Так, во время экономического кризиса компания реализовала стратегию: «увеличение продаж при одновременном снижении затрат» за счет освоения нового канала продаж (франчайзинг) на уже изученных рынках, где работали их собственные предприятия. Hugo Boss открывали магазины по франшизе в тех странах, где уже были их собственные и имелся опыт продаж: «продаем по франшизе то, что будет продаваться». Кроме того, была снижена себестоимость изделий за счет сокращения стоимости материалов. Компания задавала модные тренды, на которые равнялись суббренды (Green, Orange). При этом была снижена их стоимост – для того, чтобы дать возможность франчайзи делать розничную наценку. Также марка провела освоение рынков Америки, Азии и Восточной Европы, но только теми марками, которые уже продавались на местах. В приоритете были города-миллионники и те города, где уже представлен бренд Hugo Boss. По мнению Ануш Гаспарян, «оценить вероятность того, что эта стратегия сработает и с Kira Plastinina, сейчас невозможно. Тут 50/50, ведь мы не знаем, какая у них технология франчайзинга. Бренд до сих пор на слуху и популярен у своей целевой аудитории – здесь практически не приходится сомневаться, что если магазины останутся, будут и покупатели. Однако непонятно, как обстоят дела с производством товара, необходимого для заполнения этих магазинов. Поскольку информации о том, как функционируют производственные мощности компании, пока нет, вопрос о дальнейшем будущем бренда остается открытым.