Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Не водкой единой?

Акциз, как известно, это косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на импортные товары. Он включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Чтобы после снижения как цены, так и акциза на водку госбюджет не пострадал, объемы продаж водки должны возрасти примерно в полтора раза. В Минэкономразвития и Минпромторге считают, что эластичность спроса на водку достаточно высока, чтобы можно было зарабатывать не на норме, а на массе водочной прибыли. Минфин с этим не согласен. Нужно отметить, что ставки акцизов на крепкие алкогольные напитки в России в несколько раз меньше, чем в странах Европы. В России ставка акцизов на крепкие спиртные напитки — 5,25 евро против 49,21 евро в Швеции и 10 евро в Австрии. Но в Европе и уровень доходов населения гораздо выше. Эластичность спроса на водку в России намного выше, чем в большинстве стран Европы. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент. По данным Центра разработки алкогольной политики, на сегодняшний день коэффициент эластичности спроса на водку в России составляет -1.774 (в Финляднии, Швеции и Норвегии -0.782). То есть при повышении цены на один процент спрос падает почти на два процента, и наоборот. Эластичность по доходу в РФ положительна и сравнительно невелика (0.524). Цена на водку стабильно повышается уже несколько лет, начиная с 2010 года, что связано с преодолением последствий кризиса 2008−2009 годов. Это осознанная политика правительства. Летом 2010 года заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что «водка не должна быть дешевой, это не товар первой необходимости». Повышаются цены не только на водку, но и на ряд других товаров, которые население потребляет постоянно и не может от них отказаться. Это приводит к так называемому парадоксу Гиффена. «Парадокс Гиффена» заключается в том, что при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.