Тому ли учат в школе? Споры о качестве среднего образования не утихают
Младше - умнее?
Российская начальная школа - одна из лучших в мире. Это подтверждают данные независимых международных исследований. Но уже в старшей школе мы это преимущество быстро теряем. Куда деваются наши умные детки? «Качество образования в начальной школе во всём мире проверяется по грамотности чтения - умению понять и проанализировать текст, сформулировать выводы, - объясняет Елена Ленская, декан факультета менеджмента образования Московской высшей школы социальных и экономических наук. - Здесь наши ученики 1-4-х классов безусловные лидеры в течение последнего десятилетия. В знании математики и естественных наук российские школьники 4-8-х классов уступают лишь сверстникам из Сингапура, Кореи, Гонконга и некоторых других стран, но всегда входят в десятку, где уровень преподавания этих предметов самый высокий. Но когда дело доходит до применения полученных знаний в жизни - конечного смысла всего образования, то всё намного печальнее. В этом наши 15-летние ребята оказываются уже на уровне школьников из Туниса и Иордании, проваливаясь сразу в 5-й десяток. Если условия задачи меняются (не как в учебнике) или в ней много избыточных данных, то они просто теряются. Плюс к тому у наших детей нет комплексного подхода к знаниям, полученным по разным предметам. Между тем Финляндия и Сингапур задумались: не отказаться ли вообще от того, чтобы учить конкретные предметы, а перейти на тематический подход? Ведь, чтобы понять какое-то явление, в жизни приходится применять знания из курса самых разных предметов. Свет и цвет, например, можно обсуждать с позиций химии, физики, биологии и даже литературы».
Учителя-интерны
Почему так? «То, чему учат в педвузах, морально устарело, - считает профессор Е. Ленская. - В школах вы не найдёте учебников, изданных в 1947 г. А в вузах - сколько угодно». Ефим Рачевский, народный учитель РФ, уверен, что российская школа лучшая в мире.