Розница становится на алкогольный учет

С июля в России вступают в силу новые правила торговли алкоголем. Для продажи соответствующих напитков все розничные точки должны будут обзавестись ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системой, которая отслеживает статистическую информацию по производству и продаже спирта и алкоголя. В цепочке от производителя до покупателя для алкогольных напитков эта мера будет последней — до настоящего момента российские контролирующие органы с помощью ЕГАИС уже учитывали показатели деятельности спиртовых заводов, перевозчиков спирта, производителей конечной продукции и ее дистрибьютеров. При помощи специального оборудования и программного обеспечения считается объем произведенного спирта и то, сколько из него поступает на завод, идет учет бутылок. Если на каком-то этапе произошло серьезное расхождение в цифрах — бизнес ждут штрафы. Теперь отслеживание будет производиться и в магазинах. С начала этого года розничный сектор должен был отмечать в ЕГАИС объем поступившей продукции, а с 1 июля, будет считаться еще и проданный товар. На каждой бутылке вместе с акцизной маркой печатается штрих-код, а на чеке к напитку добавится QR-код, подтверждающий подлинность товара, а также учет в системе. Задача системы — вывести с рынка нелегальную продукцию, сделать так, чтобы между произведенным и проданным была минимальная разница, а потребитель не мог приобрести в рознице несертифицированный алкоголь. Первый показатель, по данным Росалкогольрегулирования (РАР), снижается. Если в 2014 году разница между объемами произведенной и поступившей на рынок водки составила 22%, то в 2015 году — уже 7,2%. С 1 июля, когда бизнесу придется фиксировать каждую проданную бутылку, эта разница исчезнет, то есть в рознице весь нелегальный алкоголь будет замещен легальным, верят чиновники. Это, в свою очередь, обезопасит население, которое в магазинах не столкнется с контрафактом, а также поможет бюджету вернуть выпадающие доходы.

Розница становится на алкогольный учет
© Евгений Переверзев / «Коммерсантъ»