Авиационные "карлики", устроившие самые громкие катастрофы

Несколько металлических обломков – это все, что осталось от огромного лайнера Airbus A321, разбившегося над Синайским полуостровом 31 октября. На самолете компании "Когалымавиа", отправившемся в роковой рейс из Шарм-эль-Шейха, находилось 224 человека. Погибли все. И это самая большая и самая безнадежная авиакатастрофа в истории России. В этой катастрофе погибло очень много близких друг другу людей. Ведь на отдых в теплые страны редко летают в одиночку. Это или семьи, или влюбленные пары. Заместитель главы Пскова Александр Копылов подарил путешествие своей супруге Елене, - 27 октября у нее был день рождения. День рождения в Египте отмечала и Оксана Семакова. Вместе с мужем Алексеем они взяли путевку на одну неделю. Юлия Герасина поехала отдыхать вместе с дочкой – шестилетней Верой, которая в этом году пошла в первый класс. Что же произошло в небе над Синайским полуостровом? Специалисты работают с "черными ящиками", они найдены почти не поврежденными, но уже сейчас есть несколько версий. Первая версия, которая экспертами взята за основу, - техническая. В ходе независимого расследования РЕН ТВ, мы установили, что лайнер, который совершал рейс Шарм-Эль-Шейх – Петербург имел дефекты, то есть, как говорят был "битым". Аэробус 1997-го года выпуска изначально принадлежал ливанской авиакомпании Middle East Airlines. 16 ноября 2001 года в том же самом Египте, в аэропорту Каира, этот же самолет совершил неудачное приземление и задел хвостовой частью землю. Кстати, это очень распространенная ошибка при пилотировании. Самолет отремонтировали. И через несколько лет его продали: гражданам Ливана слишком опасно летать на битом самолете. Затем он еще несколько лет был в лизинге у малоизвестных компаний, пока наконец его не купила в 2012 году российская компания "Когалымавиа". Партнер российской компании Оксана Головина утверждает, что если бы у самолета была бы неисправность, то он бы не взлетел. "Пилоты… говоря, человеческим языком – это его жизнь. Ни один пилот не полетит на неисправном самолете. Каждый думает в первую очередь о себе. Если бы была неисправность, самолет бы не взлетел. Не из Питера, ни обратно", - заявила она. Какую же представлял опасность отремонтированный лайнер? Оказывается, ремонт таких повреждений – это технологически очень сложная операция. И если провести всю операцию некорректно или небрежно – то рано или поздно наступит разгерметизация салона. В данном случае – у самолета просто отвалится хвост. "Было несколько прецедентов в истории самолетов. Когда над Японией Боинг врезался в гору. Потому что была разрушена часть конструкция хвоста. В результате самолет потерял управление. Летчики не имели возможности им управлять", - рассказывает инженер-конструктор Игорь Табачук. Заслуженный лётчик-испытатель СССР Игорь Волк соглашается с коллегой. "Судно изнашивается не потому, что по времени, а потому, что за ним не смотрят. Если за ним не смотрят и не выполняют все положенные регламентом работы, тогда какие-то детали самолета, части или системы могут выходить из строя", - говорит эксперт. Техническая причина катастрофы сейчас рассматривается как основная. Но не стоит забывать, что по статистике чаще всего самолеты падают из-за человеческого фактора. Самолет уже набрал необходимую высоту в 9000 метров и был переведен в автоматический режим. Почему пилоты потеряли контроль над управлением судна? Возможно, экипаж перешел на ручное управление после обнаружения каких-то неполадок. Об этом косвенное говорит странное поведение лайнера. Самолет резко берет вверх, потом – снижается. Возможно, в сложной ситуации пилоты не смогли справиться с управлением самолета. Дело в том, что аэробус управляется с помощью джойстика, а не штурвала. В любом случае, основной причиной гибели лайнера считается разгерметизация салона, произошедшая неким, пока неизвестным, причинам. Пока остается непонятным и тот факт, почему экипаж не подавал никаких сигналов бедствия. РЕН ТВ провел собственный анализ самых крупных авиакатастроф этого десятилетия. 14 сентября 2008 года. Рейс авиакомпании "Аэрофлот-Норд " Москва – Пермь. Боинг-737 при заходе на посадку неожиданно резко начал набирать высоту. Неопытный экипаж потерялся в пространстве. Самолет перевернулся через левое крыло, вошел в штопор и спикировал в землю со скоростью 470 километров в час. Восемьдесят два пассажира и шестеро членов экипажа погибли. Лайнер не долетел до аэропорта одиннадцать километров и упал прямо в городе - до ближайшей пятиэтажки оставалось всего двести метров. Причина крушения пермского Боинга – человеческий фактор. У пилотов не хватило опыта в стрессовой ситуации. А режим труда в компании "Аэрофлот-Норд " был по-настоящему смертельным. Роковой рейс стал седьмым для капитана всего за трое суток. 20 июня 2011 года Ту-134 небольшой авиакомпании "РусЭйр " вылетел из Москвы в Петрозаводск. К моменту приземления в половине двенадцатого ночи на аэропорт опустился густой туман. Самолет на минимальной высоте срезал верхушки 25-метровых сосен и врезался в землю в километре от взлетно-посадочной полосы. В момент катастрофы сразу же погибли сорок четыре человека из 52 на борту. Причина катастрофы: командир и штурман не стали заходить на второй круг посадки, понадеявшись на свой профессионализм, но запаса высоты у самолета уже не было. 9 мая 2012 года новинка российской авиапромышленности - Sukhoi Superjet 100 – выполнял показательный полет над Индонезией. Через 25 минут после вылета из Джакарты самолет врезался в гору Салак на острове Ява. Все 45 человек, находившиеся на борту, погибли. Полет проходил в горах, и летчики плохо знали местность. Система предупреждения о приближении земли подавала сигнал, но его игнорировали. К тому же экипаж отвлекался на разговоры с потенциальным покупателем. 2 апреля 2012 года турбовинтовой АтэЭр-72 компании UTair вылетел из Тюмени в Сургут. Самолет продержался в воздухе всего сорок две секунды. На борту лайнера находились 43 человека. Десяти удалось выжить. Возможно потому, что самолет упал с высоты полтора километра. Причины катастрофы все те же, – человеческий фактор. Командир решил взлетать без противообледенительной обработки. И уже при взлете команда не распознала режим сваливания - лайнер ушел в крутое пике. Почти такая же катастрофа - на взлете - случилась 7 сентября 2011 года в Ярославле. Самолет Як-42 небольшой компании "Як Сервис" с хоккейной командой "Локомотив " на борту отправлялся в международный чартерный рейс в Минск. Во время разбега "Як" выкатился за пределы полосы почти на полкилометра, поднялся на пятиметровую высоту, задел радиомаяк и врезался в берег реки. Причиной катастрофы стали действия командира или второго пилота. Кто-то из них, – непроизвольно нажимал тормозные педали во время разбега. Самолет постоянно клевал носом, не мог начать отрыв от земли, а после экипаж почему-то отказался прекратить взлет. "Як" лишь набирал скорость, приближая трагический финал. 17 ноября 2013 года при заходе на посадку в Казани разбился Боинг 737, летевший из Москвы. Уходя на второй круг, лайнер неожиданно спикировал и врезался в землю на скорости 450 километров в час. Выжить при таком падении невозможно – погибли 50 человек. Расследование катастрофы продолжается до сих пор. Инженерно-техническая комиссия сделала вывод – самолет был полностью исправен. Единственная катастрофа гражданского самолета, в которой фигурирует отказ техники – самолет Ту-204, компании "Ред Вингс " рухнул в подмосковном аэропорту "Внуково". Лайнер шел пустым из Чехии, – на нем летели только восемь членов экипажа. В итоговом отчете о крушении сказано: у самолета был разрегулирован механизм управления и блокировки реверсивного устройства обоих двигателей. И только потом звучит вторая причина, - неверные действия экипажа при посадке. Почти все самые крупные авиакатастрофы объединяет два факта: разбиваются самолеты небольших авиаперевозчиков. Эти лайнеры летают уже по 15-20 лет и многие достались нынешним организаторам перевозок после африканских и азиатских хозяев. Обслуживание самолетов – вещь очень дорогая и сэкономить на этом очень большой соблазн. Второй факт, - за штурвалом сидели излишне самоуверенные командиры экипажей. Иногда со очень малым налетом часов на новой для себя машине. Но слишком часто уставшие от бесконечных перелетов без отдыха. Компании в погоне за прибылью выжимали все соки из пилотов. Что же случилось с рейсом – Шарм-Эль-Шейх – Санкт-Петербург? И почему в аэропорту Шарм-Эль-Шейха не было проведено обслуживание самолета, который направлялся в Петербург? "Когалымавиа" - типичный пример маленькой авиакомпании, главная задача которой выжить на рынке. Что будет с пассажирами – вопрос второй. Чтобы противостоять крупным акулам авиаперевозок приходится снижать цены, экономя на всем. Поэтому и пилоты летают без сна в несколько смен, и самолеты старые с мутной историей и техническое обслуживание – из рук вон плохое. Каждый сэкономленный такой ценой рубль привлекает небогатых туристов, для которых полет на лайнере, безусловно, роскошь. Большие же компании, которые взяли рынок перевозок в свои руки, могут позволить себе содержать самолеты в полном порядке. Но цены устанавливают такие, какие позволит им их собственная жадность. Заложниками этой конкурентной борьбы становятся обычные люди, которые весь год копили на отдых. Главный успех авиационных карликов – чартерные перевозки на популярных направлениях. Стать своего рода авиамаршруткой – выгодно, дешево, стабильно. С 2012 по 2014 год "Когалымавиа" выполняла чартерные рейсы под брендом немецкого туристического концерна TUI. Но сейчас в их парке осталось семь самолетов. И приходится выживать любой ценой. И самое интересное, что перевозчик "Когалымавиа" принадлежит маленькому ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания " с уставным капиталом в 20 тысяч рублей! Всего неделю назад 44,4 процента этого ООО купил некий гражданин Турции Хамит Джанкут Багана, по счастливому совпадению, владелец компании, которая когда-то брала в лизинг тот самый битый аэробус А321. Петербург прощается с погибшими на Дворцовой площади. Тысячи людей пришли на площадь с шариками и свечами. Некоторые держали в руках фотографии погибших друзей и близких людей. Слез здесь никто не стесняется. Вместе с Петербургом плачет вся страна. Это наше общее горе. В город на Неве прилетел уже второй спецборт с телами погибших. Фотографии загорелых счастливых людей, которые они выкладывали перед полетом в Египте в социальных сетях как будто подчеркивают весь ужас случившегося. Страшный список погибших людей, напротив каждой фамилии – дата рождения. Кто-то был уже в возрасте, много молодых. Но символом катастрофы, шокировавшей всю Россию, стала "главный пассажир" Дарина Громова. Маленькому ангелу в день трагедии не исполнилось еще и года…

Авиационные «карлики», устроившие самые громкие катастрофы
© РЕН ТВ