«Наша экономика не порвана в клочья, но мы не чувствуем себя хорошо, мы переживаем спад, сокращение реальных доходов населения», — так описал «новую экономическую реальность» первый вице-премьер Игорь Шувалов, правда добавив, что «ситуация под контролем», да и вообще «плохо сейчас всем». Среди главных причин, почему в мире нет стран, которые жили бы припеваючи, – падение нефтяных цен и сокращение темпов роста китайской экономики. Он напомнил, что еще в прошлом году западные эксперты предсказывали России жесткое падение ВВП «вплоть до 10%», а также гиперинфляциию. «Этого не произошло», - порадовался первый вице-премьер. По его словам, то, что пока ситуация не катастрофическая — заслуга правительственного антикризисного плана: «Правительство работает, чтобы ситуацию мягко разрешить». Действует правительство даже слишком мягко, посчитала глава Счетной палаты Татьяна Голикова, которую консервативное исполнение плана решительно не устроило. По ее словам, с точки зрения практической реализации план не выполнен на 36,7%. Антикризисный план правительства де-факто не сработал, считает глава Счетной палаты Правительство достаточно своевременно приняло решение о поддержке банковского сектора (на 1 трлн руб. через механизм ОФЗ). Одним из ключевых условий программы докапитализации было условие наращивания кредитного портфеля самым значимым отраслям экономики не менее 1% в месяц. «Мы провели мониторинг по десяти банкам, принявшим участие в программе. Среднемесячный темп роста кредитования за июль-август по этой группе банков составил более 1%», - отметила первые результаты программы глава Центробанка Эльвира Набиуллина. А вот реальный сектор, в частности, малый и средний бизнес, по большому счету, поддержки не получил. «Доступность кредитования МСБ снижается, а портфель кредитов ему сократился за 8 месяцев на 4,2%», - сказала глава ЦБ. Программа помощи по ипотечным кредитам также фактически не реализуется. В то время как АИЖК был докапитализирован на 4,5 млрд руб., на 1 октября был реструктурирован всего 1 ипотечный кредит, при этом сумма возмещения составила 200 тыс. руб., отметила Голикова. По словам Шувалова, ипотечные заемщики сейчас не в критической ситуации, поэтому «лучше поприжать эти средства». Кроме того так и не заработал механизм госгарантий. В антикризисном плане предусматривается предоставление в этом году госгарантий свыше 350 млрд руб. Однако они так не были предоставлены ни в рамках проектного финансирования, ни по господдержке экспорта. «Работа по предоставлению госгарантий идет медленно. Я не оправдываю тут министра финансов, но надо понимать, что он несет по ним личную ответственность», - вступился за Антона Силуанова первый вице-премьер. Хотя министр финансов, казалось, не слишком интересовал парламентариев. Куда больше их разгневал отсутствующий в Госдуме министр экономического развития Алексей Улюкаев, чье ведомство посчитало, что продлевать антикризисный план на 2016 год не нужно: денег на это все равно нет, поэтому лучше вернуться к плановой работе. Последняя, видимо, подразумевала, в частности, стимулирование российского несырьевого экспорта, о чем министр как раз в это время рассказывал на конференции в Международном центре торговли, после чего поспешил в Горки на экспертный совет по бюджету. «150 млрд руб. в кризис – это уже не деньги?» - возмущался председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (16 октября Госдума одобрила правительственный законопроект, предусматривающий создание антикризисного резерва в 150 млрд руб. на следующий год). «Неясно планирует ли правительство подготовку нового антикризисного плана, как будет обеспечена преемственность между мероприятиями плана 2015 и 2016 годов», - недоумевала Голикова. «Антикризисный план – это не догма», - пояснил, не внеся, впрочем, никакой ясности, первый вице-премьер. Не меньше вопросов у депутатов вызвала растущая задолженность регионов – с начала года она выросла на 4% до 2,173 трлн руб. При этом объем предусмотренных бюджетных кредитов субъектам на этот год составляет до 310 млрд руб. (кассовое исполнение на 1 сентября – 108 млрд руб.) «Мы готовы вместе с депутатами при подготовке бюджета ко второму чтению рассматривать вопрос об увеличении кредитной поддержки субъектам. Но вопрос об амнистии долгов регионов перед бюджетом не стоит», — отрезал Силуанов. Зато перед Минфином стоит вопрос привлечения средств россиян, которые пока, по словам депутатов, «прячут деньги под подушкой». «Если вы, депутаты Госдумы, поддержите (инициативу правительства), то с будущего года граждане РФ смогут покупать федеральные облигационные займы, участвовать в размещении займов Минфином», - обнадежил Шувалов. «Правительство работает спокойно. Мы не подаем нервных сигналов», — успокаивал первый вице-премьер, рассказывая о предстоящих на рынке банкротствах. Он привел в пример «СУ-155», отметив, что сложно учесть локальные и федеральные интересы, особенно, когда задействованы средства кредиторов. И уточнил, что главное – люди, а спасать компании, как в прошлый кризис, правительство не намерено. Однако судьба девелопера присутствующих интересовала мало. Куда более актуальной оказалась ситуация с авиакомпанией «Трансаэро», которая как раз очень нервировала депутатов. После несостоявшейся сделки с «Аэрофлотом» долю в «не менее 51% акций» проблемного перевозчика довольно неожиданно купили акционеры S7. Примечательно, что никто из присутствующих на пленарном заседании так и не назвал вслух компанию S7. Взволнованные законодатели предпочитали размытые формулировки, что «происходит какое-то движение» вокруг «Трансаэро», что появился «кто-то», кто купит остатки проблемной компании, после того, как «Аэрофлот» проделал «большую часть работы». «Рынок перевозок – очень сложный, и перевозчики время от времени с него исчезают,- начал издалека Шувалов. - «Трансаэро» продержалась на таком сложном рынке 25 лет». Потом он вспомнил, как правительство выделило им в этом году 9 млрд госгарантий, но последняя волна девальвации свела на нет попытки федеральных властей спасти компанию, которая даже не смогла консолидировать пакет акций, чтобы передать его «Аэрофлоту». «Трансаэро» с рынка уйдет, маршруты получат другие линии и авиаперевозчики, лучшая часть авиапарка будет передана другим авиакомпаниям. А с банками, которые кредитуют и подпитывают капиталы лизинговых кампаний, возможно, придется работать по теме докапитализации», — резюмировал Шувалов.