Мастер-класс по уничтожению флота: зачем Киев продает «Украину»
Будем объективны — флота у Украины нет. Ну, разве что кроме той анекдотичной «подводной лодки в степях Украины» и флагмана ВМС — фрегата «Гетман Сагайдачный», который, минуточку, бывший советский пограничный сторожевик «Киров». Помимо этого в боевом строю еще 6 кораблей. Перечислим, ибо список не так уж велик. Это средний десантный корабль «Кировоград», 1970-го года постройки. Корвет «Винница», которому скоро исполнится 40 лет. Катера — ракетный «Прилуки» и артиллерийский «Скадовск». Рейдовый тральщик «Геническ» и корабль управления «Донбасс». Остальные корабли и суда ВМС Украины годами стояли у причалов и пришли в убогое состояние. Впрочем, и воевать на морях-океанах Украине не с кем, а если бы и было с кем, то и особо нечем. Мастерство флота тоже предмет особой «гордости». Во время ставших уже традиционными совместных учений с НАТО на Черном море, в 2014 году украинский корвет запустил зенитную ракету «Оса». Но она полетела не вверх, а плюхнулась в воду буквально возле борта. Под водой у нее заработал двигатель, и ракета, выпрыгнув как черт из табакерки, полетела в сторону натовских кораблей. К счастью, обошлось без жертв, но с тех пор новые союзники к пускам ракет украинскими партнерами относятся крайне настороженно. В составе украинского флота оставался еще один главный козырь — ракетный крейсер «Украина», закладывавшийся на Николаевском судостроительном заводе в 1984 году как «Адмирал флота Лобов». Впрочем, в дальних походах этот корабль так и не отметился, и ныне так и стоит на верфи мертвым грузом. Но — это реальный крейсер, со всеми вытекающими последствиями. И, к слову, брат-близнец нашего ракетного крейсера «Москва», который сейчас является флагманом Черноморского флота ВМФ России. У них мало отличий — типа скоса трубы и некоторых палубных надстроек, ну еще различного радиоэлектронного оборудования. В остальном схожесть абсолютная, в том числе и по вооружению. Так же как и «Москва», «Украина» оснащена зенитным ракетным комплексом среднего радиуса действия С-300 «Форт», представляющем собой морской вариант сухопутной системы С-300. Кроме того, на борту установлены 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Вулкан», 3 батареи шестиствольных 30-мм пушек АК-630 с ПУС «Вымпел», 2 пятитрубных торпедных аппаратов, 130-мм артиллерийские системы главного калибра и многое другое. Для разведки и корректировки огня предусмотрена площадка для вертолета. Но «родственники» оказались с кардинально разными судьбами. «Украина» («Адмирал флота Лобов») безволием украинских властей и командованием ВМС обречена практически на вечную стоянку у причала. «Москва» не только считается гордостью ЧФ России и легко «бегает» в Средиземное море, где сейчас на постоянной основе находится российская эскадра, но и выполняет представительские функции в официальных заходах в порты иностранных государств. Кают-кампания «Москвы» напоминает музей морского этикета, которым всегда славился русский флот. Там до сих пор подаются блюда на императорском фарфоре. И, традиционно, потчуют макаронами по флотски, которые вопреки расхожему мнению, являются далеко не повседневным блюдом военных моряков. И вот сейчас Украина приняла решение продать «Украину». Понятно, что за ненадобностью, но с формулировкой, что, мол, крейсер на 80 процентов оснащен российскими компонентами. Это — главный аргумент. На вырученные же от продажи деньги ВМС планируют закупить… два артиллерийских катера «Гюрза» класса река-море и заложить строительство двух катеров класса «Кентавр», особенностью которых является способность взять на борт до 36 морских пехотинцев. Кто же, по мнению украинских властей, может купить «Украину»? Россия, как обозначенный официальным Киевом, «агрессор» исключается? Или только она может купить груду металла и вдохнуть в крейсер новую жизнь? Посмотрим на историю корабля, который вполне мог бы стать лидером флота Украины как минимум в Черноморском бассейне. В августе 1990 года, еще при СССР, крейсер был спущен на воду. Спустя три года, при 75-ти процентной готовности, был выведен из состава ВМФ России и перешел в собственность Украины. На корабле даже был сформирован экипаж, но из-за отсутствия финансирования достройка была прекращена. В 1998 году крейсер построили на 95 процентов и работы опять замерли. Потом, в августе 2004 года, крейсер стал… музеем — было принято решение о его экскурсионном посещении. В воздухе витала идея о продаже столь обременительного для Украины «плавсредства», которая так и не смогла оснастить этот крейсер штатным вооружением. В качестве покупателя рассматривалась Россия. В 2010 году реальность такой сделки была велика — командование ВМФ России заявило о готовности покупки крейсера. Произошло это после встречи президентов России и Украины в Киеве, которые договорились о достройке крейсера с помощью российской стороны. Все уперлось в цену вопроса — Россия была готова взять такой корабль практически даром, за 1 миллиард рублей, хотя Николаевский судостроительный завод оценивал свое творение в 5,6 миллиарда рублей. «Сегодня приобрести у Украины ракетный крейсер «Украина» как минимум невыгодно, — считает председатель комитета по обороне Госдумы РФ, экс-командующий ЧФ Владимир Комоедов. — Вложение денег в его реставрацию сопоставимо с постройкой нового корабля подобного класса. Тем более, что у нас есть аналогичный корабль — гвардейский крейсер «Москва», который при всей своей модернизации в ближайшиее годы потребует полноценной замены. Нам нужно усиливать Черноморский флот именно новыми боевыми кораблями — фрегатами и эсминцами, а так же современными дизельными подводными лодками нового поколения. Устаревший, а тем более требующий капитальных вложений корабль нам точно не нужен». Нынешнее содержание крейсера «Украина» обходится бюджету Украины в круглую сумму, а денег на достройку нет, даже несмотря на слова нынешнего президента страны Порошенко о выделении «достаточных средств в оборонном заказе на модернизацию флота Украины». И заявление главкома ВМС Украины о выставлении на продажу потенциального флагмана флота страны это, по сути дела, аукцион. Но потенциальных покупателей в нем нет — товар не тот. Разве что за бесценок. По сути дела — на металлолом. Известно, что для продажи крейсера «Украина» третьей стороне необходимо согласие России, так как корабль включает разработки, использующиеся в российской армии. Впрочем, учитывая нынешнее состояние отношений Киева и Москвы, можно допустить, что мнение РФ на Украине учитываться не будет. Тем более, что еще в 2000 году Украина вела переговоры с Китаем о его продаже, но они окончились безрезультатно.