Между войной и сделкой: президент США намекнул на свои планы по Ирану
Дональд Трамп заявил, что в течение “вероятно, 10 дней” станет ясно, сможет ли он достичь ядерной сделки с Ираном. Между тем, наращивание военной мощи США на Ближнем Востоке усиливается в связи с предстоящим прибытием в регион второй американской авианосной ударной группы.

Президент США, выступая на первом заседании своего Совета мира в Вашингтоне, настаивал на том, что у Ирана не может быть ядерного оружия, и подчеркнул, что “произойдут плохие вещи”, если Тегеран продолжит “угрожать региональной стабильности”, пишет The Guardian.
Называя возможные сроки, Трамп сказал: “Возможно, мы заключим сделку, но вы узнаете об этом в течение следующих, вероятно, 10 дней”. Пока же США ожидают ответа Ирана после переговоров между ними во вторник.
Представители Белого дома Стив Уиткофф и Джаред Кушнер встретились с иранскими официальными лицами в Женеве, чтобы обсудить иранскую программу обогащения урана, которая была приостановлена, но не ликвидирована после бомбардировок США и Израиля во время 12-дневной войны в июне прошлого года, напоминает The Guardian.
После дипломатической встречи Иран пообещал в течение двух недель ответить на требования США полностью отказаться от обогащения урана в обмен на смягчение санкций – примерно в соответствии с утвержденным Трампом графиком.
Однако не стоит забывать, что прошлым летом Трамп дал себе две недели на то, чтобы решить, будет ли он бомбить подземный иранский объект по обогащению урана в Фордо, только для того, чтобы через несколько дней нанести удар бомбардировщиками-невидимками B-2. Эксперты говорят, что на Ближнем Востоке уже имеется достаточно военных средств США, чтобы начать кампанию воздушных бомбардировок Ирана, возможно, совместно с Израилем, хотя менее ясно, чего это может достичь.
Авианосец USS Abraham Lincoln и другие военные корабли ударной группы находятся в Аравийском море уже почти месяц, в составе девяти эскадрилий самолетов, включая F-35 Lightning II и F/A-18 Super Hornets.
Во вторник было подтверждено, что вторая авианосная ударная группа во главе с авианосцем "Джеральд Р. Форд" находится в Атлантическом океане к западу от Марокко. Ожидается, что она направится через Гибралтарский пролив в Восточное Средиземноморье, что займет несколько дней.
"Форд", крупнейший в мире авианосец, вышел из Карибского моря, где в прошлом месяце этот военный корабль участвовал в ночном налете на укрепленный комплекс президента Венесуэлы Николаса Мадуро, напоминает The Guardian.
Вместе авианосные ударные группы могли бы совершать “по нескольку сотен боевых вылетов в день в течение нескольких недель, что было бы интенсивнее, чем во время 12-дневной войны”, - комментирует Мэтью Сэвилл, директор по военным наукам Королевского института объединенных вооруженных сил.
Даже без "Форда" самолеты, летающие с "Линкольна", могли бы совершать 125 или более бомбометаний в день, что дает США возможность начать наносить удары по правительственным и военным объектам в Иране в рамках воздушной кампании, если Трамп решит атаковать.
Авиационные эксперты отследили массовое перемещение военных самолетов на Ближний Восток в связи с усилением давления США на Иран. Шесть самолетов системы Авакс E-3 Sentry, критически важных для управления в режиме реального времени, в настоящее время размещены на авиабазе Принц Султан в Саудовской Аравии, куда они были переброшены из США и Японии.
“Вопрос, однако, в том, для чего все это затевается?” – отмечает Сэвилл. Значительное развертывание воздушных и морских сил и средств говорит о том, что американские военные дают Трампу возможность начать широкомасштабную кампанию бомбардировок, помимо усилий, которые могут быть направлены против верховного лидера Ирана Али Хаменеи и других высокопоставленных фигур.
В прошлом месяце Трамп пообещал людям, протестующим против иранского режима, что “помощь уже в пути”, но в то время военное присутствие США в регионе было ограниченным. Теперь, когда военные корабли и истребители доступны, а протесты были жестко подавлены, американский лидер переключил свое внимание на ядерные амбиции Ирана.
Варианты включают в себя дальнейшую кампанию бомбардировок против и без того деградировавшей оружейной программы Тегерана. Например, пишет The Guardian, нанесение ударов по горному комплексу Кирка близ Натанза и Талегану-2 в Парчине, двум ядерным объектам, которые не были атакованы в ходе 12-дневной войны.
В ноябре аналитики пришли к выводу, что Иран, “по-видимому, не способен обогащать уран каким-либо значительным образом или производить газовые центрифуги в значительном количестве” после войны. Однако местонахождение и статус 440 кг урана, обогащенного на 60%, которые находились в распоряжении Ирана, оставались неопределенными. Теоретически у Ирана достаточно урана для производства 10 единиц ядерного оружия, если его можно будет дополнительно обогатить выше 90% и превратить в оружие. Израиль настаивает на том, чтобы США сосредоточили свое внимание на иранской программе создания баллистических ракет, которая считается самой мощной военной угрозой этой страны. По оценкам, на вооружении Ирана имеется около 2000 баллистических ракет и до 25 пусковых баз по всей стране, шесть из которых не подверглись нападению Израиля в июне.
Иран не обладает мощными средствами противовоздушной обороны, которые были легко подавлены израильскими военными во время короткой летней войны, а это означает, что лучшей доступной формой обороны для него было бы контратаковать. Во вторник Хаменеи пригрозил отправить американские военные корабли “на дно морское”.
Залп баллистических ракет трудно полностью сбить даже с помощью сложных систем противовоздушной обороны тех типов, которые используются США и Израилем, и были признаки того, что Иран улучшил свои показатели поражения в ходе летнего конфликта, указывает The Guardian.
В четверг вечером постоянное представительство Ирана при Организации Объединенных Наций заявило генеральному секретарю Антониу Гутерришу, что Тегеран будет рассматривать базы, объекты и имущество “враждебной силы” в регионе в качестве законных целей, если столкнется с военной агрессией.
В начале 12-дневной войны только 8% иранских ракет достигали цели, но 22 июня, за два дня до ее окончания, по данным Еврейского института национальной безопасности Америки, 10 из 27 ракет попали в Израиль.
США наращивают свои системы противовоздушной обороны в регионе на случай, если Иран нанесет ответный удар по Израилю, другим союзникам на Ближнем Востоке или своим собственным региональным базам. На спутниковых снимках видно, что система ПВО Patriot размещена на авиабазе Аль-Удейд в Катаре, где расположена региональная штаб-квартира Центрального командования США. Американские эсминцы вблизи Кипра могут нацеливать баллистические ракеты, направляющиеся в сторону Израиля. Великобритания уже дала понять США, что не позволит использовать свои авиабазы, такие как база RAF Fairford в Глостершире или Диего-Гарсия в Индийском океане, для полетов бомбардировщиков B-2, но она и другие западные страны могут быть привлечены для защиты союзников на Ближнем Востоке.