Уберечь от покушения: эксперт рассказал о мерах по охране зарубежных генералов

Недавнее покушение на генерал-лейтенанта Владимира Алексеева вызвало немало вопросов насчет охраны наших военачальников. Интересно также, как охраняют генералов за рубежом. Об этом рассказывает исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор, заведующий кафедрой международного права РГСУ Юрий Жданов.

Уберечь от покушения: эксперт рассказал о мерах по охране зарубежных генералов
© Московский Комсомолец

© Министерство обороны РФ

– Я – сам генерал, и у меня никогда не было никакой охраны кроме меня самого, – констатирует Юрий Жданов. – Есть очень небольшой перечень высокопоставленных руководителей в погонах, как правило, генерал-полковничьих и выше, которым положены специально подготовленные охранники. Увы, ряд наших военачальников в этот список не вошли. Так же, как и еще около полутора тысяч генералов и адмиралов Минобороны.

Юрий Николаевич, а что насчет наших западных то ли партнеров, то ли потенциальных противников? Если судить по сообщениям СМИ, то зарубежный генералитет находится под защитой своих спецслужб.

– Совсем не факт. Подавляющее большинство стран имеет примерно похожую схему или систему охраны командного состава, как и в России. Например, для охраны высших должностных лиц вооруженных сил США в 1967 году было создано управление военной полиции, а в 1971-м в составе сухопутных войск (СВ) - командование уголовных расследований. 

В составе 701-й группы военной полиции регулярных сухопутных войск, входящей в командование и дислоцирующейся в Форт-Бельвуар (штат Виргиния) сформировано подразделение безопасности. В нем имеется отдел, который планирует и координирует передвижение высших должностных лиц Министерства обороны, выявляет потенциально опасные районы, разрабатывает оптимальные маршруты до места назначения и организует порядок следования колонны охраняемых машин. На подразделение возложена задача охраны министра обороны и его заместителей, председателя и заместителя председателя комитета начальников штабов, министра армии, начальника штаба армии и его заместителя, а также равных им должностных лиц иностранных государств во время их официальных визитов в США.

Сотрудники подразделения охраны выполняют задачи во взаимодействии с коллегами из аналогичных служб ВМС и ВВС. После терактов 11 сентября 2001 года, их численность была увеличена за счет привлечения к службе в этом подразделении военнослужащих из национальной гвардии и резерва армии на срок от 12 до 24 месяцев. В этом подразделении имеются также две оперативные группы. Личный состав первой обеспечивает повседневную охрану перечисленных выше должностных лиц при их нахождении Вашингтоне. В его функции входит дежурство в резиденциях, проверка посещаемых ими учреждений и помещений, охрана транспортных средств в пути следования и на стоянках, а также непосредственная физическая охрана должностных лиц. Основная задача второй группы - их охрана и защита при поездках за границу, особенно в районы и страны с нестабильной обстановкой. За границей они координируют действия с американскими диппредставительствами и официальными лицами служб безопасности и полиции стран пребывания.

Заметьте, об охране командиров дивизий и даже армий или, скажем, авианосцев, речь не идет.

– А как в Европе?

– Генеральный инспектор бундесвера Карстен Бройер в интервью BILD посетовал, что бундесвер переживает столь скверные времена, что у него не хватает личного состава даже для охраны собственных казарм. Минобороны ФРГ вынуждено прибегать к услугам частных компаний и, по словам военных чиновников, вернуться к патрулированию своими силами армия не способна.

– Безопасность казарм обеспечивают не часовые – военнослужащие, а частные охранники?

– Как это ни удивительно. Во многих казармах эту задачу выполняют частные охранные службы. Такие организации — например, Securitas или Wiking — заключают контракты с военным ведомством. Их сотрудники проверяют людей и транспортные средства, а также патрулируют территорию воинских частей с собаками. Впрочем, есть мнение, что это попахивает банальным «распилом», так как сотрудники охранных компаний получают явно больше контрактников, да еще и на руководителей остается и, скорее всего, на приличные «откаты». Какая уж тут охрана генералов…

– Почему бы не использовать опыт Израиля, где разработали уникальный способ защиты военачальников?

– Действительно, такой опыт есть и его не грех перенять. Но опять же, под круглосуточной охраной спецподразделения находятся не все абсолютно израильские генералы, а только начальник Генштаба и его заместители. А сам метод обеспечения безопасности – таки да, очень поучительный. О нем в СМИ подробно рассказал бывший глава спецслужбы «Натив» Яков Кедми.

По его словам, охраняются не только сами военачальники, но и их дома, даже если они расположены в обычных жилых кварталах. Если генерал живет в частном доме, возле дома тут же появляется будка с круглосуточным постом. Если это многоквартирный дом, в подъезде устанавливается спецоборудование и пост охраны, проверяются все жильцы и посетители. Проверяется весь квартал, все соседи, любые неожиданные изменения фиксируются немедленно. Транспорт генералов — только армейский, с обязательным сопровождением.

Кедми подчеркнул, что такая система решает две принципиально важные задачи. Первая — очевидная и прямая: физическая защита конкретного человека, сохранение жизни и здоровья тех, кто управляет армией и обороной. Но вторая задача, по его мнению, даже важнее первой — эта работа на упреждение.

По словам Кедми, когда потенциальный террорист, диверсант или иностранный разведчик начинает планировать операцию, первое, что он делает, — оценивает средства охраны объекта. И если он видит, что объект защищен по высшему разряду, он вынужден задать себе жесткий вопрос: способен ли я вообще преодолеть эту защиту? Имеются ли у меня ресурсы, люди, технологии, чтобы пробить эту броню? И зачастую ответ будет отрицательным.

А если он все же попытается, ему потребуется задействовать гораздо больше людей, гораздо больше ресурсов, гораздо больше времени и сложных операций. А любое усложнение операции неизбежно оставляет следы: чем масштабнее подготовка, тем больше шансов, что контрразведка заметит ее на ранней стадии.

– То есть ведется работа, чтобы предотвратить покушение, действительно защитить охраняемое лицо?

– Совершенно верно. Служба безопасности должна не ловить преступника с поличным ценой новых жертв, а сделать само преступление технически невозможным или настолько сложным, чтобы противник отказался от затеи.

Кедми привел показательный пример - напомнил, как после серии терактов против гражданской авиации во многих странах были введены жесткие, тотальные меры охраны самолетов и аэропортов. И сейчас эта система работает не только внутри Израиля, но и далеко за его пределами. Израильские специалисты по безопасности присутствуют в аэропортах многих государств, они проверяют пассажиров, садящихся на рейсы в Израиль, по собственным методикам, независимо от работы местных служб. 

– Есть результаты?

– Есть, и очень весомые. Были случаи, когда в Австрии, в Великобритании местные спецслужбы прозевали террористов и взрывчатку, пропустили угрозу. А израильские специалисты — нет.

Кедми считает, что также должна быть организована и охрана наиболее значимых персон — генералов, адмиралов, руководителей оборонных предприятий, ключевых фигур военно-промышленного комплекса, главных конструкторов, руководителей стратегических направлений.

– Но для Израиля, микроскопической, в общем-то, страны, речь идет всего лишь о нескольких сотнях людей. Израиль может себе это позволить?

– Вопрос денег, уверен Кедми, не должен стоять на повестке вовсе. Безопасность тех, кто обеспечивает безопасность страны — это не статья расходов, это императив выживания. Но одной обороной войну не выиграть. Физическая охрана — это последний рубеж перед террористом. Однако без активных действий на упреждение, без ударов по штабам и организаторам, без ликвидации тех, кто планирует и финансирует теракты, система будет неполной и уязвимой. Это уже вопрос политического решения, вопрос того, готова ли страна вести войну на чужой территории теми методами, которыми ведут войну против нее.

Кедми напомнил, что израильтяне уже ликвидировали третье поколение руководителей террористических организаций. Ликвидация организаторов и заказчиков имеет два значения, и оба работают на безопасность. Первое — прямое, физическое устранение тех, кто отдает приказы на убийства. Второе — психологическое.

По мнению Кедми, как именно создавать такие препятствия, где и какие барьеры ставить — это техническая задача, которую спецслужбы способны решить без особого труда. Методы известны, технологии отработаны, специалисты есть. Вопрос только в одном — в принятии политического решения на самом верху.

- Звучат предложения – опять же по израильскому образцу – отвечать на киевский террор таким же террором...

Кедми считает, что у России нет выбора. Либо страна в кратчайшие сроки создает систему тотальной физической защиты высшего командного состава и руководителей оборонной промышленности, дополняя ее активной контртеррористической работой за пределами своих границ, либо покушения станут регулярными. И цена промедления будет измеряться не абстрактными политическими очками, а жизнями конкретных людей, которые сегодня прикрывают страну спиной.

Опять же, а разве для России такие контрмеры в новинку? В свое время бандеровских главарей уничтожили отнюдь не регулярные войска, при всем к ним уважении. Вспомним хотя бы ликвидации Коновальца, Шухевича, того же Бандеры. Да и большинство главарей террористов на Северном Кавказе уничтожили диверсионными методами: выслеживали и отстреливали либо взрывали – Дудаева, Басаева, Хаттаба... Как видим, методы сработали.

– Некоторое время назад на Западе было много разговоров о череде странных смертей натовских генералов и офицеров. Естественно, указывали на «русский след»… Полагаю, небеспочвенно?

– Возможно. Еще в 2023 году это «странное» явление исследовало издание Украина.ру. Так, было обращено внимание, что бывший начальник Генерального штаба вооруженных сил Франции, Великий канцлер ордена почетного легиона, генерал Жан-Луи Жоржелен погиб «в Альпах». Генералу исполнилось 75 лет, он был хранителем большого количества секретной информации и, возможно, самым высокопоставленным штабистом Франции. Он был планировщиком и разведчиком высочайшего уровня, и еще - Великим канцлером Ордена Почетного легиона. Это в современной французской «табели о рангах» 16-е лицо в государстве. Во время операций НАТО по расчленению Югославии он возглавлял отдел планирования всей операции. Руководил операциями в Ливане и Афганистане.

И вот нелепое падение с горы в Альпах. Официальная версия — сорвался с высоты 2650 метров. Великий канцлер зачем-то забрался на эту высоту один. И никто не задал вопрос, почему падение генерала в Альпах совпало с очередным ударом по штабам принятия решений и планирования военных операций НАТО на Украине. Генерал «упал со скалы» сразу после удара по драмтеатру в Чернигове, когда там проходил военный совет, замаскированный под фестиваль дронов. А еще два французских офицера буквально в эти же дни попали в смертельное ДТП в Ираке. Что они там делали, если Франция вывела оттуда свои войска?

– Какие еще странные эпизоды были замечены?

– Еще в американском штате Мэриленд погиб генерал Энтони Поттс. Он фигурировал в списках военнослужащих, которые работали на американской базе в польской Познани еще в феврале 2023 года. Тоже планировал что-то для Украины. Наверное, «контрнаступ». К слову, Поттс не просто генерал. Он отвечал за оснащение американской армии новыми технологиями и занимал должность исполнительного директора программы командования. И вот несчастный случай во время пилотирования частного самолета.

Генерал решил полетать один, наверное, не хватало ему адреналина на военных базах в Польше и на Украине. Крушение, нелепая гибель. По датам гибель генерала в «штате Мэриленд» совпадает с ударом ракеты по управлению СБУ в Днепропетровске. А в штате Оклахома на военной базе в то же самое время погибло 17 человек. Как, что, какие обстоятельства — без комментариев. Американская пресса пишет только о том, что среди погибших не было технических работников. Все офицеры и военнослужащие.

– В других странах тоже происходили подобные «несчастные случаи»?

– По данным Украины.ру в Польше происходит вообще повальное, странное, очень опасное «разгильдяйство» и устрашающая череда «несчастных случаев». Офицеры вываливаются из окон своих домов и штабов, травятся грибами, им что-то падает на головы и так далее. Таких случаев насчитывают уже несколько тысяч. В принципе, совпадает с возможными потерями польских военных на Украине. Все эти поляки - якобы добровольцы, наемники. Но на деле это военные, которые написали рапорты о том, чтобы оставаться в резерве. И отправились на Украину воевать «за НАТО».

По данным издания «Мысль польска», на Украине на август 2023 года погибло уже 10 тысяч польских военнослужащих. Вся армия Польши сегодня — 160 тысяч человек. В пехоте — 60 тысяч. Потери грандиозные. И это еще Польша даже не начинала воевать.

И в далекой Австралии тоже череда странных случайных аварий и гибели военных. Сразу четыре молодых офицера Австралии погибли в море у берегов континента во время крушения вертолета. Их тела не найдены, вертолет не обнаружен. Все четверо — Дэниэл Лайон, Максвелл Ньюджент, Джозеф Лэйкок, Александр Нэггс — по сведениям прессы служили до этого инструкторами на Украине. А вскоре в той же Австралии потерпел крушение еще один вертолет: 23 морских пехотинца США пропали без вести. Якобы, во время совместных учений Австралии и США.

Но одновременно с этим «крушением» во Львове был уничтожен «Кинжалом» бункер. Греческое издание «Проньюс» сообщило, что теневой штаб НАТО во Львове располагался на глубине 120 метров, в бункере находилось 300 генералов и офицеров НАТО и Украины. 200 из них погибли после удара «Кинжала». Теневой штаб НАТО функционировал во Львове, начиная с 2014 года. Оттуда офицеры НАТО руководили войной в Донбассе.

Говоря об ударах возмездия, нельзя не вспомнить инцидент в Краматорске. После того удара появилось видео, на котором наемник по-английски ругает Россию. Еще он говорил, что удар ракеты пришелся на пиццерию. Но если взглянуть внимательнее, то вот что сообщало Минобороны: «В результате высокоточного удара 27 июня в городе Краматорск по пункту временной дислокации 56-й отдельной мотопехотной бригады ВСУ уничтожены участвовавшие в штабном совещании два генерала, до 50 офицеров ВСУ, а также до 20 иностранных наемников и военных советников».

То есть военные совещались в пиццерии. А рядом находился отель, где жили наемники.

– Почему на Западе стремятся представить гибель своих военных на Украине как несчастные случаи?

– Им очень не хочется показывать свое прямое участие в этом конфликте, чтобы не доводить до прямого столкновения с Россией со всеми вытекающими последствиями. Например, до удара по собственной территории. Эксперты уверены, что подобным образом, ссылаясь на «несчастные случаи», руководство НАТО, в частности Вашингтон, пытаются легализовать потери своих высокопоставленных военных лиц на Украине.

Поэтому череда «странных происшествий» с генералами НАТО будет продолжаться. Будет и дальше очень много странных неосторожных походов в горы, полетов на одиночных самолетах и так далее. Может, это и есть один из вариантов наших действий на опережение? Ведь Россия неоднократно предупреждала, что любые иностранные военные на Украине – законная цель.