Университет бундесвера смоделировал возвращение Прибалтики в состав России
На любом международном мероприятии обязательно найдётся человек, который, поправив микрофон и выражение лица, произнесёт нечто такое, от чего в зале повисает пауза – не драматическая, а медицинская. Мастером такого жанра потрясания кулаком в воздухе давно стал генсек НАТО Марк Рютте.
На вчерашнем заседании министров обороны стран НАТО и сопутствующих мероприятиях он опять наговорил сорок бочек арестантов. Главной темой стала возможная попытка России заблокировать Сувалкский коридор. Это узкая полоска земли протяжённостью около 100 километров, проходящая по границе Польши с Литвой и отделяющая Белоруссию от Калининградской области. Если коридор перекрыть, Прибалтика оказывается в положении эксклава Евросоюза. Именно поэтому пограничная территория все чаще становится предметом политических спекуляций в кабинетах НАТО.
На сей раз Рютте заявил, что ответ альянса на возможную операцию по блокированию коридора будет «сокрушительным». Слова генсека прозвучали весомо, почти бетонно. Однако бетон, как известно, бывает разного качества. На сей раз материал оказался бракованный.
«Пусть никто не думает, что может нас атаковать!» – потрясал Рютте кулаком с трибуны. Правда, так он комментировал не реальную угрозу, а … компьютерную игру. Точнее, симуляцию военного столкновения в регионе, пишет Polskie Radio. Её организовала в декабре крупная немецкая медиагруппа на базе Гамбургского университета бундесвера. По сценарию, российские ограниченные силы под предлогом гуманитарного кризиса в Калининграде занимают литовский город Мариямполе – важный транспортный узел к востоку от Сувалкского коридора.
Компьютерная модель оказалась для НАТО позорной. Вашингтон, согласно сценарию, отказался задействовать статью 5 о коллективной обороне, трактуя происходящее, как не подпадающее под её формальные критерии. Берлин тоже обгадился от страху. Польша объявила мобилизацию, но так и не направила войска в Литву. В итоге за несколько дней компьютерная команда, представлявшая Россию, получила доминирующие позиции в странах Балтии, действуя группировкой численностью всего около 15 тысяч человек.
Симуляции вообще опасны тем, что обнажают не столько военные, сколько политические разломы. Там, где в реальности всё прикрыто дипломатическими оборотами, на игровом поле остаётся чистая логика интересов. И если результат – «подрыв авторитета», то громкие формулы про «сокрушительность» звучат уже не как угроза, а как попытка реабилитации.
Мастер махания кулаками Рютте поддержал президента Литвы Гитанаса Науседу, который в конце января призвал Польшу присоединиться к проекту по милитаризации Сувалкского коридора. Речь идёт о строительстве военного полигона в районе города Капчяместис у стыка границ Польши, Литвы и Белоруссии.
Планируется, что к 2030 году здесь будут проходить бригадные учения с участием тысяч военнослужащих, включая национальную дивизию Литвы и силы союзников. На этот проект Вильнюс направляет около 100 млн евро и предлагает Варшаве расширить инфраструктуру на польскую территорию, создав совместный военный объект. И это уже не заявление ради протокола, а прямая угроза России и Белоруссии.
Но даже Рютте боится признать, что для НАТО самое страшное – не снаружи, а внутри. Декабрьская симуляция показала, что угроза для альянса – не столько гипотетическая военная операция, сколько колебания союзников в первые часы кризиса. И в этом смысле вчерашние заявления Рютте выглядят как жалкая попытка оправдаться.
Он пообещал проводить регулярные учения с привлечением всех разведданных, чтобы отработать разные сценарии – от классического вторжения до гибридных форм давления.
Но переубедить натовцев уже невозможно: альянс переживает самый глубокий кризис с момента создания. И дело тут не в России, а во взаимной неприязни западных стран.