Начштаба бригады "Волки" рассказал о боях на славянско-краматорском направлении

Начальник штаба легендарной 1-й добровольческой разведывательно-штурмовой бригады "Волки" Добровольческого корпуса Южной группировки войск, дважды кавалер ордена Мужества Виктор Васильевич с позывным Филин всю свою жизнь посвятил армии. Негромкий голос, внимательный взгляд, изрядно поседевшая голова. Основательный и мудрый - потому и позывной такой. А еще филин - хищная птица, которой лучше в лапы не попадаться: вцепится - не отпустит. Всю жизнь прослужил в Вооруженных силах, в том числе в ВДВ и военной разведке. Таких, как он, называют рексами войны. Поэтому, несмотря на свой возраст, а также отрицательный вердикт военно-врачебных комиссий, не смог оставаться в стороне, когда началась спецоперация. Его бригада сейчас выполняет боевые задачи на одном из важнейших участков фронта - славяно-краматорском направлении.

Начштаба бригады "Волки" рассказал о боях на славянско-краматорском направлении
© Российская Газета

Виктор Васильевич, помните эпизод в фильме "Брат", где Данила Багров спрашивает у охранника поп-звезды, "поучаствовал" ли он, а тот отвечает - Афган немножко прихватил. Судя по всему, вы тоже Афган немножко прихватили?

Филин: Это я просто выгляжу немного старше своих лет. В 1988 году я только поступил в военное училище, а в 1992 году его закончил. Как известно, вывод войск из Афганистана произошел в 1989 году. А вот Чеченскую войну захватил сполна. Две легкие и одна тяжелая контузии в конце концов привели к тому, что в 2014 году был уволен из армии по состоянию здоровья в звании полковника.

А в каком роде войск служили?

Филин: В основном в ВДВ, военной разведке. Был командиром разведроты воздушно-десантной бригады, начальником разведки дивизии, начальником разведки группировки "Запад" в Чечне, начальником разведки одной из военных комендатур. Были и штабные должности.

Путь более чем серьезный. Та закалка, полученная в ВДВ, до сих пор сохранилась?

Филин: Конечно. Никто, кроме нас. Та школа, которую мы получили в "десантных, продуваемых всеми ветрами войсках", она на всю жизнь сохраняется. Всю свою службу в армии я носил и сейчас ношу тельняшку. Несмотря на то что потом какое-то время я прослужил в мотострелковых частях. Пытались с меня мою тельняшку снять, но я ответил, что она снимается только с кожей.

А как вы оказались в бригаде "Волки"?

Филин: На СВО я с марта 2022 года. Добровольцем ушел в первый армейский корпус ДНР, как он назывался тогда. В конце сентября того же года началась передача корпуса в состав Министерства обороны РФ, и мне пришлось уйти на гражданку, потому что по состоянию здоровья не имел права служить в боевых подразделениях регулярной армии. Но тяга послужить Отечеству пересилила, и вернулся назад на фронт - в качестве начальника разведки добровольческой разведывательно-штурмовой бригады "Волки".

Какой путь прошли в бригаде?

Филин: Начальник разведки, заместитель командира бригады по ведению боевых действий, начальник штаба… Должности были разные, но суть работы от этого не менялась. Я до сих пор стараюсь максимально находиться на линии боевого соприкосновения, управлять войсками непосредственно на переднем крае.

Какие операции вам особо врезались в память?

Филин: Весной 2023 года я заводил бригаду на боевые позиции на этом направлении, мы здесь меняли "вагнеров". В мае было несколько довольно тяжелых атак со стороны ВСУ, которые нам пришлось отражать. На какие только ухищрения укроп не шел, чтобы нас продавить. В частности, использовал тактику под названием "Бронелом". Вперед пускал пару танков, которые прикрывали две БМП сзади с пехотой внутри, одновременно ведя шквальный огонь по нашим позициям. Несколько суток нас кошмарили слева, справа, с флангов, с фронта. Но бригада выстояла, мы не потеряли ни одного сантиметра территории. "Волки" тогда оказались одной из немногих бригад, которая полностью удержала свои позиции. Вскоре случился прорыв украинской армии севернее Бахмута в направлении Берховки, где крупное соединение ВСУ разнесло полк ВС РФ, состоявший из мобилизованных, и устремилось в наши тылы. 64 бойца "волков" под руководством командира роты Взора и командира взвода Оза вышли на направление прорыва и мало того, что остановили эту махину, но еще и продвинулись вперед, закрепились на выгодном рубеже и почти месяц удерживали позицию, дав нам возможность подтянуть резервы и приступить к планомерной ликвидации врага.

Я так полагаю, что после этого противник стал воевать с "волками" более чем осторожно. Что, кстати, с танками и БМП, которые шли на вас "бронеломом"?

Филин: Они все были ликвидированы. В качестве уважения, которое укропы испытывают к бригаде "Волки": последнюю единицу бронетехники ВСУ мы наблюдали 25 сентября 2023 года. В этот день они попытались прорваться на левом фланге и потеряли две БМП и два танка, а когда этот маневр у них не получился, решили зайти с правого фланга, где мы подбили еще два танка врага, а также укропский БТР. И вот после этой бойни бронетехника противника на нашем участке просто исчезла. Где-то в тылах она каталась, но к нашим позициям на расстоянии выстрела из ПТУР они просто не приближались. Правда, совсем недавно на нашем направлении появился американский бронетранспортер "MaxxPro" и сдуру приблизился к нам на неприличное расстояние. Уничтожен.

Как можно объяснить этот феномен: добровольческие бригады, в которых воюют в основном не кадровые военные, показывают выдающиеся результаты? У всех на слуху эти названия - "Волки", "Ветераны", "Восток" и другие.

Филин: Во-первых, мотивация. Доброволец - это в первую очередь человек, который сделал свой выбор. И это выбор не в сторону заработка, а в сторону идеи. Во-вторых, доверие к командирам - как правило кадровым военным, имеющим большой опыт. Командиры тех добровольческих бригад, которые вы назвали, как раз характеризуются тем, что стараются максимально беречь свой личный состав. Бойцы это видят, отсюда в этих коллективах хороший микроклимат, дух товарищества и боевого братства.

Можете привести примеры?

Филин: Конечно. Наша штурмовая группа заняла позиции противника, но, к сожалению, недостаточно хорошо закрепилась, была обнаружена врагом и по ней наносился огонь из минометов, ствольной артиллерии, а также были активно задействованы дроны. Было принято решение вывести группу из-под удара и закрепиться на другой, более безопасной позиции. Для этого район боевых действий мы плотно накрыли дымами, подняли в воздух наши БПЛА, зачистили небо от дронов противника, таким образом дав возможность нашим ребятам откатиться на другую позицию.

То есть получается, что бережете не только свой личный состав?

Филин: А как же иначе? Они ведь тоже свои. Точно так же и на поле боя - наша группа эвакуации и медики спасают всех российских бойцов, к какому соединению или роду войск они бы ни относились.

Какая сейчас обстановка на вашем славянско-краматорском направлении, какие приходится выполнять задачи?

Филин: Мы наступаем, давим противника. Того, кто не хочет сдаваться, - уничтожаем. Так, в начале января нами были ликвидированы две серьезные позиции ВСУ, которые мешали нашему продвижению. Были зачищены позиции врага восточнее села Приволье, где мы сначала закрепились, а затем совместно с бригадой "Александр Невский" освободили весь населенный пункт. На этом мы, конечно, не остановились и продолжили движение на север в направлении Славянска.

Наши соседи - другие подразделения российской армии, которые находятся слева и справа от нас, - тоже хорошо делают свое дело и не отстают. Мы движемся медленно, но спокойно и уверенно.

А есть у соперника очевидные плюсы, которые особо тяжко преодолевать?

Филин: Противник достойный, упорный, воюет грамотно. Он начал готовиться к этой войне раньше, чем мы, и успел возвести серьезные укрепления, чем сейчас и пользуется. Самым большим козырем у них долгое время было количество и качество беспилотников. Но в БПЛА мы с ними в последнее время не только сравнялись, но даже превзошли. Буквально за полгода произошел этот прорыв: у нас появились в достаточном количестве дроны-камикадзе - и самолетного, и квадрокоптерного типа. Поставки совершаются постоянно, раньше мы о таком могли только мечтать. Конечно, хотелось бы более высокого качества, но совершенствованию, как известно, предела нет.

А вот вторая проблема нашего наступления, ставшая теперь первой, - более выгодные позиции врага. ВСУ укрепились на господствующих высотах, которые очень сложно штурмовать. И этот фактор, конечно, замедляет темпы нашего наступления. Как только мы сейчас выберемся из низины и зайдем на холмы, на дальние господствующие высоты, наше преимущество будет подавляющим.

Есть такая профессия - Родину защищать. Знаю, что для вашей семьи это не просто красивый лозунг…

Филин: Действительно, два моих деда погибли во время Великой Отечественной войны - один при освобождении Крыма, другой при освобождении Белоруссии. Два моих сына пошли по моим стопам - выбрали факультет разведки Новосибирского военного училища, который я в свое время заканчивал. Старший сейчас уже капитан, воюет на херсонском направлении, на спецоперации с первого дня, дважды ранен, количество наград почти как у меня. Младший с детства готовился стать разведчиком, с четырех лет упорно занимался единоборствами, выиграл практически все соревнования, в которых участвовал, и в прошлом году успешно поступил туда же, где учились отец и старший брат. Думаю, тоже будет достойный офицер. Оба они сознательно выбрали этот не самый легкий путь, вопреки тому, что вместе с нами мыкались по гарнизонам и знают, что такое война и увечье, глядя на отца. Так что у обоих все нормально, как и должно быть у настоящих мужчин.