Истинкт самоуничтожения: Литва вымирает. Но хочет умереть красиво - под "Орешником"

Литва готова открыть на своей территории новый хаб для поставок Украине западного оружия. Об этом по итогам переговоров с президентом балтийской республики Гитанасом Науседой сообщил в своем телеграм-канале главарь киевского режима Зеленский.

Истинкт самоуничтожения: Литва вымирает. Но хочет умереть красиво - под "Орешником"
© Свободная пресса

Он отметил, что в ходе встречи в литовской столице 25 января стороны обсудили военное сотрудничество, совместные оборонные проекты, а также предложение руководства Литвы открыть в Вильнюсе экспортную платформу оружия, которая может стать инструментом для «усиления оборонных возможностей Украины и партнеров».

По информации пресс-служба главы литовского государства, Науседа подчеркнул, что страна остается в числе самых активных сторонников Украины. Общий объем военной помощи, по его словам, уже превысил один миллиард евро, а в 2025 году военная поддержка Киева со стороны Литвы достигла 0,28 % ВВП. При этом, что собой будет представлять «экспортная платформа оружия», о которой упомянул Зеленский, он не пояснил.

Между тем, официальный Вильнюс еще до начала специальной военной операции заявлял о готовности стать хабом для передачи западного вооружения Киеву, ведущему на тот момент боевые действия в Донбассе.

С соответствующей инициативой, в частности, в декабре 2021 года выступил теперь уже экс-министр обороны Арвидас Анушаускас. Однако инициатива не была реализована, поскольку, не имея общей границы с Украиной, конкурировать в этом плане с Польшей Литва просто не могла.

До недавнего времени именно логистический хаб в польском аэропорту Жешув-Ясенка играл ключевую роль в поставках западного оружия и военной помощи Украине. Но не так давно стало известно, что с января в Румынии откроется второй крупный центр НАТО по координации и транзиту военной техники для ВСУ.

Он, как сообщает Defense Express, будет работать под прямым командованием альянса параллельно с польским хабом, диверсифицируя военные поставки.

Таким образом, Румыния вместе с Польшей становится ключевым узлом для поставок западного оружия на восточном направлении Альянса. А вот роль Литвы, как оружейного хаба для Украины, пока вызывает больше вопросов.

Правда, у Вильнюса есть и другие планы.

Напомним, в декабре 2025 года литовские власти заявили о намерении построить новый военный полигон в районе Сувалкского коридора. Объект, на который из литовского бюджета выделено 100 млн евро, должен появиться в районе города Капчяместис (Лаздияйский район), это всего в 11 километрах от белорусской границы. Использовать полигон планируется для учений национальной дивизии Литвы и союзников по НАТО. Кроме того, он повысит безопасность восточной границы Литвы, считает главный советник литовского президента Дейвидас Матуленис.

Комментируя в ходе пресс-конференции 20 января эти планы официального Вильнюса, глава МИД РФ Сергей Лавров не исключил, что литовские власти «затевают какую-то провокацию для того, чтобы спровоцировать нас на конкретные действия и затем взывать к единству Европейского союза и Североатлантического альянса».

По его словам, «из этой же серии угрозы в отношении Калининградской области». «Но все должны знать, что это будет самоубийство для тех, кто затеет подобные провокации», — подчеркнул российский министр.

Прокомментировать намерение литовского руководства превратить страну в новый оружейный хаб для Украины «СП» попросила политолога, руководитель ИА Baltnews Андрея Старикова:

- В любом случае это вопрос сухопутной логистики - без пояса там нечего делать в этой системе отношений. Но перетащить часть функций на свою территорию Литва, конечно, хотела бы. И постепенно делает это. Она тащит к себе всеми силами немецкий оборонный концерн Rheinmetall, уже есть меморандум о строительстве в республике заводов, которые будут выпускать крупнокалиберные боеприпасы. Их будут отправлять на Украину.

Это не совсем логистический хаб как таковой, но это территория для производства БК вблизи Украины. Если они готовятся к войне, то, понятно, класть все яйца в одну корзину и рассчитывать только на поиски хаба для снабжения, как-то не очень здраво.

При наличии у нас воли и соответствующего решения он будет уничтожен довольно быстро. Поэтому надо как-то это все раскидать. А так Литва, конечно, хотела бы этим заняться.

Более того, сейчас мало кто помнит, что до начала СВО, когда Украина вела уже террористические действия в Донбассе, у западников шли дискуссии, стоит ли позволить поставки летального оружия для Киева. Так вот, Литва здесь первопроходец. Она еще до снятия всех ограничений поставляла Украине тяжелые боеприпасы и артиллерию. Делала это негласно, но особо не прячась.

В какой-то момент литовское политическое руководство даже открыто сообщило, что они в одностороннем порядке, по собственной воле поставляют ВСУ вооружение.

Потом, в силу логистики, поляки забрали себе этот статус хаба. Но литовцы, понятное дело, тоже хотели бы им стать, это деньги, статус и рабочие места. Сейчас они оперативно строят полигон на тысячу натовцев где-то у Сувалкского коридора.

«СП»: Но не всем этот проект нравится. В воскресенье как раз там прошла массовая акции протеста против создания военного полигона…

- Акции были, но они не носили антивоенный, антимилитаристский характер. Участники в основном были сконцентрированы на бытовых проблемах, ведь это заповедная зона, а теперь все будут загрязнять. У людей, опять же, отнимают имущество.

Там какое-то количество жилья построено, оно в обязательном порядке выкупается, правда, не по рыночным, а за гораздо меньшие деньги. Но и для тех, кто останется, как обещает литовское руководство, жить на полигоне, так себе удовольствие.

Этот полигон - как раз отражение того, чего хочет Литва: быть страной-полигоном, страной-хабом и военным складом, логистическим центром и заводом боеприпасов. Поэтому они так тащат туда Rheinmetall и считают это большой своей победой.

«СП»: Ведь так можно заиграться и подставить страну под удар?

- Так они не против. Это их стратегия.

«СП»: Самоубиться?

- Да. Прибалтийские этносы, они на большом историческом отрезке в целом угасающие, такие готические, убивающие себя. В их природе есть что-то кладбищенское. Они же не растут, они все время угасают, угасают и сжимаются, будто бы идут на это заклание. Но и сейчас времена такие, что этот поход можно форсировать, ускорить. Что они, собственно, и делают.

Поэтому они подставляют себя под прицел. Так как с этих территорий исходит прямая угроза России, эта угроза будет купироваться. А в ситуации эскалации конфликта, они как цели в приоритете для уничтожения.

Но они же этого хотели. Они строили эту конструкцию – большой прибалтийский полигон – для себя, придумывая сказки о российской угрозе, о том, что надо обороняться.

У них полигон в голове, в этом проблема. И мы об этом говорим довольно давно, лет, наверное, двадцать. С тех самых пор, как они в 2004 году вступили в НАТО. Но вот это желание быть хабом, складом, полигоном, оно у них пересиливает все, даже инстинкт самосохранения.

Потому что в ситуации гражданского развития этим людям – прибалтийским политикам, предложить нечего. Они все проиграли. Они оказались несостоятельны в условиях мирного времени.