Призрак Халифата снова замаячил над Россией: ИГИЛ освобождает тысячи своих боевиков

Тайные заигрывания новых властей Сирии с США могут опять превратить страну в пороховую бочку, предупреждает американский OSINT-проект Critical Threats («Критические угрозы»). Правительственные войска фактически уничтожили курдскую автономию на северо-востоке страны, которую спонсировала Америка. Теперь на волю могут вырваться сотни, если не тысячи боевиков ИГИЛ* и их пособников. Перебравшись через границы, они снова могут оказаться в России.

Призрак Халифата снова замаячил над Россией: ИГИЛ освобождает тысячи своих боевиков
© Свободная пресса

США предали курдов и продали их Турции

Новые власти Сирии потребовали интеграции курдских структур в государственные институты. Отказ приведёт к входу правительственных войск в Хасаку и Камышлы - крупные города, которые пока остаются под контролем курдов.

На США они надеяться больше не могут: американцы покидают свои базы, как раньше покидали их в Ираке и Афганистане. Турция в лице Реджепа Эрдогана вообще требует от курдских формирований самороспуска. Курды, лишающиеся внешнего покровительства, вынуждены отступать, бросая ключевые объекты. И именно в этот момент из тюрем и лагерей начинают исчезать боевики ИГИЛ.

Массовые побеги из тюрем в районе Шаддади, сообщения о десятках и сотнях освобождённых террористов — все это последствия предательства США. Годами они создавали на северо-востоке страны систему тюрем для боевиков, а теперь же сами от этой системы отказались.

Особое место в этой мрачной картине занимает лагерь Аль-Холь. Формально - лагерь для перемещённых лиц. По сути - крупнейшая в мире тюрьма для террористов, где десятки тысяч людей, связанных с ИГИЛ, живут в условиях изоляции, и идеологической обработки. Курды, которые ранее охраняли Аль-Холь при поддержке США, отступили. Теперь тюрьму должны взять под контроль правительственные войска. Но, как пишет Critical Threats, любое ослабление контроля здесь чревато побегами.

Гуманитарные организации годами предупреждали: Аль-Холь — это бомба замедленного действия. Теперь таймер, похоже, ускорился. Целое поколение детей, выросших под флагами ИГИЛ, женщины, не скрывающие лояльности террористам, подпольные структуры внутри лагеря — всё это никуда не исчезло. Напротив, в условиях смены власти и неразберихи их влияние лишь усиливается.

Уже сбежали сотни боевиков

Американский спецпосланник Томас Баррак заявил, что причина партнёрства США с курдами «во многом перестала быть актуальной». Этой причиной, напомним, и было противостояние ИГИЛ. Да, т.н. «Исламское государство» больше не контролирует целые города и нефтяные поля. Но именно сейчас, когда боевые действия между армией и курдами подрывают всю систему безопасности в Сирии, угроза возрождения ИГИЛ максимальна, предупреждает Critical Threats.

Турция, настаивая на разоружении курдов, исходит из собственных соображений. Но давление Турции, наложенное на уход США и наступление сирийских войск, создаёт для курдов тройной вызов. И этим будут умело пользоваться полевые командиры террористов.

В тюрьмах Аль-Актан и Шаддади, центре содержания в районе Гувайран находятся боевики, многие из которых имеют международные связи. Любой массовый побег отсюда — это уже не просто локальная проблема Сирии, а прямая угроза всему Ближнему Востоку, Европе и России.

Прецеденты уже были. В 2022 году атака на тюрьму в Хасаке позволила сотням боевиков вырваться на свободу. Сегодня условия куда хуже. Тогда система безопасности ещё держалась. Сейчас она трещит по швам.

Возвращение ИГИЛ - не вопрос «если», а «в каком виде»

Critical Threats предупреждает, что сейчас ИГИЛ стала еще опаснее, чем раньше. Речь уже не о контроле над территориями, как в 2014-2017 годах, а о переформатировании ИГИЛ в сетевую, мобильную и трансграничную угрозу. Новая стратегия террористов - растворение, инфильтрация в племенные конфликты, использование лагерей и тюрем как кадрового резерва.

По разным оценкам, в тюрьмах на северо-востоке Сирии содержатся до 8,5 тысячи боевиков, а в лагерях - десятки тысяч их родственников и сторонников. Ослабление контроля над тюрьмами напрямую повышает риск восстановления подпольных ячеек.

Наибольшая непосредственная угроза нависает над самой Сирией и соседним Ираком. Для ИГИЛ сирийско-иракское пограничье - привычная среда: пустынные районы Дейр-эз-Зора и Анбара позволяют скрываться, перегруппировываться и наносить точечные удары.

Второй контур угрозы - Турция. Дестабилизация северной Сирии усиливает миграционное давление и создаёт условия для терактов, подобных тем, что ИГИЛ уже совершал на турецкой территории в прошлые годы.

Третий уровень - Европа и страны происхождения иностранных боевиков. В Аль-Холе и других лагерях находятся граждане более чем 40 государств. Прежде всего это Франция, Германия, Бельгия, страны Скандинавии и, что печально, Россия.

Critical Threats предупреждает: сбежавшие боевики не просто захотят вернуться, но и попытаются создать новые террористические ячейки и сети на местах. А в России осужденные террористы пытаются создавать ячейки даже в местах лишения свободы. Это называют «тюремным джааматом». Сколько радикалов на свободе, остается только гадать.

*Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.