На захват американскими военными танкеров под флагами РФ Москва ответила морской блокадой Украины

На самом деле свирепо, но рутинно и почти незаметно для большей части человечества на просторах Мирового океана продолжается «танкерная война», затеянная после новогодних праздников президентом Дональдом Трампом. Ранним утром в четверг, 15 января, в Карибском море американские военные захватили уже шестой по счету супертанкер, который Вашингтон относит к так называемому «теневому флоту» и связывает с поставками нефти из Венесуэлы в Иран.

На захват американскими военными танкеров под флагами РФ Москва ответила морской блокадой Украины
© Свободная пресса

Еще неделю назад это судно носило название Veronica и ходило по морям-океанам под флагом Гайаны. Но несколько дней назад прямо в походе, уходя от погони кораблей ВМС США, участвующих в блокадной операции «Южное копье», сменило имя на Galileo. Порт приписки – на Таганрог. А гайанский флаг на мачте – на российский триколор.

Однако все эти манипуляции нисколько не помешали группе до зубов вооруженных преследователей, базирующейся на авианосце USS Gerald R. Ford, беспарашютным способом высадиться на палубу танкера и без единого выстрела взять его под контроль.

7 января, напомним, примерно таким же способом американцы в Атлантике захватили супертанкер Marinera. Прежде именовавшийся Bella 1. И тоже направлявшийся было в Венесуэлу под флагом Гайаны. Но после известных события в столице этой страны Каракасе, завершившихся разбойным похищением спецназом и переправкой на территорию Соединенных Штатов для предания тамошнему суду президента Николаса Мадуро, и это судно быстренько подняло на мачте российский флаг. И неведомо как, прямо в океане оказалось вписанным в морской регистр РФ.

Тем не менее, после двухнедельной погони кораблей ВМС США, долго игнорировавший их требования остановиться танкер тоже был схвачен. Но почти на другом конце Атлантического океана, между побережьями Шотландии и Исландии. Флаг нашей страны американцы показательно сорвали. А сам танкер Marinera (который, по заявлениям из Вашингтона, захватчики продолжают считать Bella 1) 14 января под конвоем доставили в ближайший британский порт.

В тот же день МИД РФ выразил «серьезную озабоченность» случившимся, подчеркнув, что временное разрешение плавать под флагом России экипаж Marinera получил в полном соответствии с международным морским правом. «В этих условиях высадка американских военных на мирное судно в открытом море и его фактический захват, а также пленение экипажа невозможно истолковать иначе как грубейшее нарушение основополагающих принципов и норм международного морского права, а также свободы судоходства», - подчеркнули в нашем внешнеполитическом ведомстве.

Но Вашингтон в ответ на этот дипломатический демарш Москвы и ухом не повел. Продолжил делать с задержанным судном то, что велел президент Трамп. И больше никто в мире захватчикам, дескать, не указ.

Следом точно такая же беда приключилась и с возвращавшемся из Венесуэлы с 890 тыс. баррелей нефти на борту на сумму около 53 млн долл. супертанкером MV Olina (идентификационный номер IMO 9282479). Он тоже еще недавно в судовых документах значился как Minerva M. Ходил под флагом Восточного Тимора и принадлежал гонконгской фирме.

Но чудесным образом прямо в океане, пытаясь спастись от погони американцев, формально «перебрался» под юрисдикцию России.

Увы, никого это не остановило. В итоге к утру пятницы с одного из боевых кораблей штатовской эскадры по главе с атомным авианосцем USS Gerald R. Ford, с августа блокирующей берега Венесуэлы, на борт Olina была высажена абордажная группа морской пехоты ВМС США. Содержимое танков судна было объявлено конфискованным. А экипаж – подлежащим суду.

Отличие от истории с танкером Marinera, по большому счету, единственное. После последующих пиратских захватов и Galileo (который в Штатах продолжают числить как Veronica), и Olina (бывшем, по мнению Москвы, Minerva) МИД РФ предпочитает помалкивать. Понимая, очевидно, что плетью обуха не перешибешь. Особенно, если обух этот - на другом конце света.

А лишний раз привлекать внимание к собственному военно-политическому бессилию... Это как-то «не комильфо» для державы, которая продолжает себя называть великой.

Так что же от продолжающейся «танкерной войны» стоит ожидать в будущем?

В российских верхах, скорее всего, будут разбираться: кто и с какой стати в качестве страховки от американского произвола предоставил наш государственный статус и флаг нашей страны экипажам обреченных на захват танкеров, работавших прежде под чужой юрисдикцией? Зачем это было делать, если переломить ситуацию за тысячи миль от родных берегов в свою пользу у нас не было и нет ни единого шанса? В итоге – только позор на весь белый свет.

А Соединенные Штаты, ободренные подобной беспомощностью, продолжат, конечно, гнуть свою линию. И десятками, если не сотнями хватать в океане танкеры, которые Вашингтон считает относящимися к так называемому теневому флоту.

Между тем, в составленные там списках ни много, ни мало - 744 судна. Британцы призывают начать охотиться на 549 подобных танкеров. 580 нефтеналивников — в соответствующем перечне Евросоюза. Так что простора для продолжения пиратства у Штатов и их союзников – выше крыши.

Тем не менее, понятно, что если этот процесс продолжится, на океанских торговым путях возникнет настоящий хаос. Коммерческие перевозки углеводородов будут фактически парализованы.

Не станем сейчас говорить о других заинтересованных в предотвращении подобного исхода государствах. Но по экспорту России будет нанесен удар такой силы, от которого наша экономика не скоро оправится. По подсчетам специалистов, может остановиться до 80% нашей внешней торговли, которая осуществляется по морской и океанской логистике. И которая ежегодно приносит российской казне около 12 триллионов рублей доходов. Это порядка трети федерального бюджета.

Словом, угроза для России носит без преувеличения стратегический характер. Что Москва в состоянии ей противопоставить?

Первое, что приходит в голову – боевые корабли и авиация ВМФ РФ. Вот ведь и в статье 43 нашей Морской доктрины записано: «Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает военно-морское присутствие Российской Федерации, демонстрацию флага и военной силы в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством».

Только похоже, что перед нами как раз тот случай, когда «гладко было на бумаге»...

Четыре пятых нашего экспорта нефти нынче осуществляется через Черное море и Балтику. Конкретнее – через порты Новороссийск и Усть-Лугу.

Однако именно наши Черноморский и Балтийский флоты в смысле их боевого потенциала сегодня выглядят наиболее бледно. Корабли черноморцев фактически блокированы в том же Новороссийске. И по большей части обороняют сами себя. Изредка залпами ракет «Калибр» по целям на территории Украины помогают нашей пехоте.

А что касается возможностей балтийцев, то тут, на мой взгляд, характерен такой факт. В последних числах минувшего декабря разведки НАТО в Датских проливах зафиксировали большой противолодочный корабль «Североморск». Который в обход всей Скандинавии на всех парах несся к Балтийску.

Как оказалось – чтобы там взять на сопровождение направляющиеся в Средиземное море и давно работающие в интересах Минобороны РФ транспортные суда «Спарта-4» и «Мыс Желания».

Спустя некоторое время оба эти транспорта под охраной пушек и ракет «Североморска» были отмечены у берегов Великобритании, а затем - в Бискайском заливе.

Но что это означает в принципе? Что самому Балтийскому флоту такая простенькая задача оказалась не под силу. Не нашлось в его распоряжении ни единого крупного боевого корабля, способного отправиться здесь и сейчас в Средиземное море. Пришлось вызывать подмогу с Северного флота, которому, понятное дело, и без этого было чем заниматься в своей зоне ответственности.

Стоит ли удивляться, что отлично понимающий российские оборонительные реалии отставной командующий армией США в Европе (в 2014-2017 годах) генерал Бен Ходжес заявил в интервью датским журналистам: «Я рад, что администрация США, наконец, начала применять санкции при задержании российских танкеров, которые перевозят подсанкционную нефть. Так и надо поступать. Я бы хотел, чтобы Великобритания и европейские страны делали то же самое в Балтийском море. Откуда 2-3 танкера российского теневого флота каждый день отправляются в Китай и Индию с нефтью. Пожалуйста, пресекайте это. Это поможет Украине».

Так что же, будем, сложа руки, сидеть и смотреть, как враги России нас безнаказанно грабят по всем морям и океанам? Изредка отделываясь возмущенными нотами МИДа с выражением никого давно не пугающей озабоченности Москвы?

Не совсем так. Ответные и достаточно эффективные меры уже принимаются. Пока – в отношении Украины.

С начала января почти любое торговое судно, следующее в ее черноморские порты, подвергается нашим результативным атакам. Правда, не с моря. А с воздуха.

В частности, 9 января российскими ударными беспилотниками в этом порту были атакованы два сухогруза. Один – под флагом Коморских островов. Другой – крохотного государства Сент-Китс и Невис в восточной части Карибского моря. Оба по официальным данным грузились на экспорт украинскими соей и зерном.

Спустя еще двое суток, 11 января, в порту Черноморск (Одесская область) российский дрон поразил танкер под флагом Панамы. Который якобы зашел туда за подсолнечным маслом. В тот же день второй БПЛА врезался в сухогруз под флагом Сан-Марино, выходивший из Одессы с грузом кукурузы.

Во всех перечисленных случаях атакованные суда получили небольшие повреждения. И остались на плаву. Но совершенно очевидно, что с каждым таким нападением в мире будет все меньше желающих отправляться в украинские порты. А и без того страшно дорогая страховка таких рейсов возрастет еще в разы.

А ведь, по подсчетам Bloomberg, скажем, экспорт Украиной пшеницы из-за предшествующих обстрелов Одессы и так в декабре сократился на четверть. А кукурузы – на 13 процентов. А это такие финансовые «дыры» в бюджете, которые Киеву закрывать фактически нечем.

С января, стало быть, врагу придется еще хуже. Единственное, что огорчает – заслуги наших военным моряков в этих боевых достижениях никакой. По официальным данным, сокрушительные удары по портам противника наносит созданный полтора года назад по указанию министра обороны Андрея Белоусова Центр беспилотных систем «Рубикон».

Однако, по большому счету, какая нам разница? Ответки за американский разбой с танкерами под российскими флагами начали прилетать? И слава богу!

Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, - в военном обозрении «Свободной Прессы».