Президент США поставил американским кораблестроителям задачу догнать и перегнать СССР

Соединенные Штаты возобновляют строительство линкоров. Речь о новых боевых кораблях типа «Трамп». Президент США объявил об этом самолично.

Президент США поставил американским кораблестроителям задачу догнать и перегнать СССР
© Свободная пресса

«Посудины» водоизмещением свыше 50 тыс. тонн будут нести как пусковые установки для зенитных и крылатых ракет, так и комплексы гиперзвуковых систем. Также на борту планируется разместить мощную артиллерию.

Только с ее составом кораблестроители пока до конца не определились. Как основной рассматривается вариант с двумя типами артсистем. Первая – это рельсотрон. Его снаряды будут разгоняться с помощью электромагнитного поля. Вторая – более классические 127-мм автоматические морские пушки Mark-45.

На демонстрационном изображении линкора, которое использовал в своей презентации Трамп, на борту корабля как раз можно рассмотреть рельсотрон в носовой части и два «Марка» уже ближе к надстройке.

Тут надо учитывать, что «Трампы» не будут оснащаться ядерными реакторами. Их заменит интегрированная силовая установка. В ее основе классические двигатели (дизельные, парогазотурбинные и т.д.). Но они не вращают оси винта, а заставляют работать электрогенераторы. От них запитываются электрические двигатели, которые и дают кораблю ход. А также обеспечиваются энергией все остальные бортовые потребители.

Интегрированная система выглядит крайне перспективной, но есть определенные сомнения, что ее мощности хватит, чтобы обеспечить боевую работу рельсотрона. Поэтому сейчас на профильных американских военно-морских ресурсах появилась информация, что место электромагнитной пушки могут занять классические артсистемы.

Трамп объявил о строительстве двух линкоров. Первый получит название Defiant (Непокорный). И тут следует обратить внимание, что согласно устоявшимся традициям, а также принятым в ВМС США правилам новый тип получает название по имени головного корабля. Поэтому правильное наименование линкоров будет не «Трамп», а Defiant.

В советском и российском ВМФ ситуация традиционно несколько более сложная. Некоторые проекты имеют свои имена, отличные от головных кораблей. К примеру, атомные ракетные крейсера проекта 1144 называются «Орлан», такая же ситуация с подводными ракетоносцами «Борей» и малыми ракетными кораблями «Буян-М».

Но есть и обратные примеры. Так, новейшие фрегаты проекта 22350 официально относятся к типу «Горшков», по названию первого корабля серии. Аналогичная ситуация и с корветами проектов 22380 «Стерегущий» и 22385 «Гремящий».

Опыт 12-дневного морского боя

Следует обратить внимание, что в Соединенных Штатах долгое время критиковали идею создания «ракетных суперкрейсеров». Речь идет об упомянутых советско-российских «Орланах» с ядерными энергетическим установками. Эти корабли, по мнению американских военно-морских специалистов, были слишком громоздкими, дорогими, а также уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок.

Так, проект модернизации ТАРК «Адмирал Нахимов» описывался на профильных англоязычных ресурсах только в негативном ключе. С особым удовольствием британцы и американцы рассуждали, почему обновленный российский корабль в очередной раз не смог выйти на испытания.

Но Trump/Defiant – это, по сути, безоговорочное принятие ВМС США советско-российской концепции «ракетных суперкрейсеров». Только в Соединенных Штатах к ней подошли с еще большим размахом. Стоит напомнить, что водоизмещение кораблей проекта 1144 – свыше 25 тыс. тонн. И на Западе их принято называть battlecruiser, «линейный крейсер». Американская же новинка больше советско-российских ТАРК вдвое.

Вполне логичный вопрос: почему произошел такой резкий поворот? Начнем с того, что американские ВМС с 2000-х годов находятся, если можно так выразиться, в оперативном кризисе. А сейчас он усугубился.

Главная задача военно-морских сил США заключалась в поддержании корабельных группировок в важных районах Мирового океана. Сначала это была просто демонстрация флага. Но потом задачи становились все более боевыми: от перехвата судов-нарушителей до ударов крылатыми ракетами.

Опыт «12-дневной войны» между Израилем и Ираном очень четко обозначил будущее американского военного флота. Это группировки кораблей, которые будут решать задачи противоракетной и противовоздушной обороны и попутно наносить удары крылатыми ракетами по важным объектам на территории противника.

Авианосцы все равно остаются важнейшей составляющей ВМС США. Но решать весь спектр задач в условиях современного конфликта они уже не смогут. В первую очередь речь идет о защите от гиперзвукового оружия, а также ракет средней дальности.

При этом количество военно-морских баз, где можно не просто пришвартоваться, но и перезарядить боекомплекты, у Соединенных Штатов сокращается. Особенно сложная ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Там, по сути, Пентагон может рассчитывать только на Филиппины, Японию и крайне отдаленную Австралию.

Сейчас основу ВМС США составляют эсминцы типа Arleigh Burke. Это хорошие корабли водоизмещением чуть более 9000 тонн. Но их автономности, а также боекомплекта для выполнения сегодняшних задач явно недостаточно. Это ярко продемонстрировала «12-дневная война».

Весной нынешнего года эсминцы ВМС США выполняли роль морского эшелона ПРО. Считается, что на долю их противоракет пришлось больше всего сбитых иранских боеприпасов. Но уже через несколько дней на кораблях стал стремительно заканчиваться боезапас. А на 12-е сутки ситуация была близка к критической.

По сути, Пентагон пришел к тому же выводу, что и советские адмиралы, когда разрабатывался проект 1144 «Орлан». Тогда в СССР была создана уникальная гидроакустическая станция «Полином». Ее планировалось использовать для поиска субмарин ВМС США с баллистическими ракетами на борту.

Но тут вмешались два фактора. Во-первых, «Полином» был очень большим и требовал много энергии. Во-вторых, даже с такой мощнейшей станцией находиться в зоне поиска надо было очень долго. А требуемого числа ВМБ в нужных районах Мирового океана у СССР не было.

Поэтому новый корабль получил ядерную энергетическую установку и целый арсенал средств поражения, а также зенитных систем. Вполне понятно, что с началом боевых действий ВМС США постарались бы как можно быстрее уничтожить крейсер и таким образом защитить своих подводных «стратегов». А значит «Орлану» и кораблям прикрытия нужно было отбиться от массированных морских и воздушных ударов.

Охотиться за российскими субмаринами «Непокорному Трампу», конечно, вряд ли придется. Его задача – действовать в крайне враждебных Штатам районах Азиатско-Тихоокеанского бассейна, где по нему смогут «работать» ВМС Народно-освободительной армии Китая, оснащенные самыми современными системами вооружения. При этом американского линкору надо будет наносить непрерывные ракетные удары по объектам и базам противника.

Утопия или все-таки революция?

Многие зарубежные, да и российские СМИ, даже авторитетные эксперты посмеялись над американской новинкой. Но критика в основном свелась к тому, что это очередной утопический проект Дональда Трампа.

Хотя с военной точки зрения линейный корабль Trump/Defiant – очень серьезное изделие. Его разработчики создали корабль, максимально отвечающий задачам, которые стоят сейчас и возникнут в будущем перед ВМС США.

128 универсальных пусковых установок – это как минимум 64 крылатые и 64 зенитные ракеты/противоракеты. При этом линкор будет оснащен мощной РЛС, а также системой обмена информацией. И конечно, задачу он будет выполнять не один, а как лидер корабельной группы из нескольких «Бёрков».

Чтобы справиться с такой силой, потребуется комбинированный удар сразу нескольких авианосных групп НОАК, причем их должны поддержать дальние бомбардировщики, а также противокорабельные баллистические ракеты DF-34/41. А если будут развернуты сразу две линкорные группы, то одолеть их китайским ВМС придется очень постараться.

Фактически ввод в строй первого американского ракетного линкора будет иметь такое же значение, как и появление его предшественника британского «Дредноута». Классические ВМС многих стран мира сразу станут устаревшими. И придется срочно вступать в новую гонку «линейных кораблей».

Правда, в этой ситуации больше всего выигрывает Россия. У ВМФ РФ уже есть модернизированный «Адмирал Нахимов», а позже к нему может добавиться обновленный, еще более совершенный «Петр Великий». Они смогут, как минимум, на равных противостоять американским ракетным линкорам.

Единственным спорным местом в проекте Trump/Defiant выглядит решение отказаться от ядерного реактора. Понятно, что на бумаге новомодная интегрированная электрическая двигательная установка выглядит красиво и перспективно. Но что-то подсказывает, что к ЯЭУ все-таки придется вернуться.

Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, - в военном обозрении «Свободной Прессы».