«Потери штурмовиков в разы выше» ВСУ в шаге от сдачи Димитрова и Гуляйполя. Что происходит в зоне СВО в конце 2025 года?
К концу 2025 года Вооруженные силы Украины (ВСУ) после серии серьезных поражений по-прежнему не могут стабилизировать оборону. Российские подразделения сохраняют оперативную инициативу и продолжают наступать на нескольких направлениях одновременно, в том числе в Харьковской и Запорожской областях. При этом впервые за многие месяцы зафиксировано продвижение и на северных участках, где линия фронта долгое время не менялась. Что происходит на линии фронта и в каком состоянии ВСУ входят в 2026 год — «Лента.ру» разбиралась в оперативной обстановке.
Где наступают российские подразделения?
Осенне-зимняя кампания продолжается. Несмотря на похолодание и снижение темпов продвижения по сравнению с ноябрем, российские войска удерживают инициативу и оказывают давление на нескольких направлениях сразу.
По данным на 25 декабря, российские военные:
завершают поражение группировки Вооруженных сил Украины в Димитрове (Мирнограде); наступают западнее Северска в сторону Славянска; продолжают окружение Константиновки, закрепившись на южных окраинах; форсировали реку Гайчур в городской черте Гуляйполя; продвигаются южнее Волчанска в Харьковской области; возобновили наступление в Сумской области, продвинувшись южнее Юнаковки.
Русские имеют ощутимое преимущество в живой силе и технике и (...) смогли продвинуться благодаря значительному численному преимуществу и постоянному давлению небольшими штурмовыми группами Генеральный штаб Вооруженных сил Украины из сообщения 23 декабря
Наибольшие темпы продвижения фиксируются в Донбассе — от полутора до четырех километров за неделю на участках вокруг Северска и Константиновки.
Продвижение на подготовленных к обороне рубежах всегда связано с затяжными боями

Что известно о боях в Запорожской области?
Главной точкой напряжения остается Гуляйполе — важный опорный пункт обороны Вооруженных сил Украины на реке Гайчур.
Город прикрывает глубоко эшелонированные позиции ВСУ в районе Орехова, где фронт почти не менялся с 2023 года.
Взятие Гуляйполя откроет российским подразделениям путь на Запорожье, в обход многокилометровых минных полей и укрепрайонов
В настоящий момент российские войска заняли левый берег и несколько районов города на правом берегу.
Как отмечает украинский ресурс Deep State, вероятность падения Гуляйполя в ближайшее время высока — из-за дезорганизации управления в одной из бригад территориальной обороны и массового бегства личного состава с позиций.
Сейчас ситуацию пытаются спасти элитные [части]. (...) Понесенные в конце ноября потери штурмовиков в разы превышают те, которые могли быть, если бы [командование] подразделения согласилось на отступление Deep State украинский военно-аналитический ресурс

Как развивается ситуация на севере Сумской и Харьковской областей?
В Сумской области, где фронт с лета оставался статичным, снова зафиксировано продвижение — южнее Юнаковки, примерно в 15 километрах от российской Суджи.
Продвижение пока измеряется сотнями метров, но интенсивность боев резко выросла
Кроме того, российские подразделения пересекли границу со стороны Белгорода и заняли поселок Грабовское под Сумами. Пока неясно, означает ли это формирование нового направления или отвлекающий маневр.
Они, к сожалению, закрепились в южной части населенного пункта, и их присутствие там сохраняется Виктор Трегубов спикер группировки Объединенных сил Вооруженных сил Украины
На севере Харьковской области темпы продвижения также сохраняются: 22 декабря была занята Вильча южнее Волчанска, а 23 декабря Вооруженные силы Украины оставили Прилипку.

Почему оборона ВСУ не выдерживает?
Как пишет «Страна.ua», главная проблема Вооруженных сил Украины — ставка командования на контрудары любой ценой.
Резервы перебрасываются на одно направление, где пытаются удержать или вернуть позиции, что автоматически ослабляет другие участки фронта
Так, по данным журналистов, произошло под Северском: украинские подразделения попытались разжать «клещи» вокруг Покровска и Мирнограда, но безуспешно, что привело к обвалу обороны в других местах. Аналогичная ситуация складывается в Запорожской и Днепропетровской областях.
Помимо этого, ВСУ по-прежнему сталкиваются с массовыми случаями самовольного оставления позиций и дезертирства. Это усугубляется как неудачами на передовой, так и проблемами с денежными выплатами.
После принятия госбюджета (...) стало совершенно очевидно, что власть не пойдет на повышение зарплат военнослужащим. (...) Типа нас много, и на нас всех не напасешься. Только и у меня уже нет возможности содержать семью при базовом окладе 20 тысяч гривен с копейками офицер Вооруженных сил Украины на условиях анонимности в интервью «Страна.ua»

Что известно о состоянии ВСУ на конец года?
Как рассказал в беседе с «Лентой.ру» военный аналитик, полковник Генерального штаба в отставке Андрей Демуренко, состояние Вооруженных сил Украины к концу 2025 года характеризуют две противоположные тенденции.
Первая — резкое снижение боеспособности большинства линейных подразделений, комплектуемых мобилизованными. По этой причине украинская оборона регулярно обрушивается на разных участках фронта.
Вторая — усиление элитных подразделений, которые украинское командование использует как «пожарные бригады» для стабилизации наиболее критичных направлений. К ним он относит, например, 3-ю штурмовую бригаду, части беспилотной авиации и ПВО — по личному составу, вооружению и моральному состоянию они остаются наиболее боеспособными.
Эта «селекция» проводится сознательно. Ресурсов — человеческих и материальных — уже не хватает на всех. Но именно эти наиболее боеспособные части не дают фронту обвалиться полностью Андрей Демуренко военный аналитик, полковник Генерального штаба в отставке
По словам эксперта, такие формирования «могут драться еще очень долго», поэтому полностью стихийного обрушения обороны в ближайшей перспективе он не прогнозирует.
Он считает, что политики «успеют договориться раньше», чем ситуация станет критической для Вооруженных сил Украины. В ближайшее время украинские подразделения, по его словам, продолжат медленно отступать, а российские войска — постепенное идти вперед.
Сверхбыстрого продвижения ждать не стоит
Резких изменений в ближайшие один-два месяца я не вижу. Будем наступать медленно и планомерно — в первую очередь в сторону Днепропетровской области и на Запорожье Андрей Демуренко военный аналитик, полковник Генерального штаба в отставке