13-я русско-турецкая: Лондон и Киев провоцируют войну в Чёрном море
Запад рассчитывает спровоцировать Турцию и Россию на военное столкновение, чтобы ослабить двух близких соседей, уверен политобозреватель Энвер Демирель Йылмаз.
Конечная цель Запада - расширение украинского фронта и попытка столкнуть Москву и Анкару между собой, в результате обе страны могут оказаться ослабленными, чем воспользуется Брюссель, цитирует эксперта РИА «Новости».
Ранее о том, что российские военные успехи на украинском направлении усилили тревогу в Европе и заставили евробюрократов активнее искать в Турции опору в вопросах безопасности, рассказал колумнист газеты Milliyet Тунджа Бенгин.
В свою очередь турецкий политический эксперт и журналист Ибрагим Карагюль утверждал, что Лондон предпринимает усилия, чтобы вызвать столкновение Анкары и Москвы в Черном море, где происходят атаки на танкеры. Удастся ли спровоцировать такой конфликт?
— Это достаточно популярный нарратив о том, что Запад хочет столкнуть Россию и Турцию, — говорит доктор политологии Университета Зальцбурга, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики Филологического факультета РУДН, эксперт РСМД Камран Гасанов.
— На это намекал, например, бывший министр иностранных дел Турции Мевлет Чавушоглу, когда говорил, что Запад вместо того, чтобы погасить конфликт, его эскалирует. И в свете последних событий ряд турецких экспертов, тот же Джем Гюрденис, основатель концепции «Голубая Родина», говорил о том, что Великобритания и США хотят превратить Черное море в лабораторию для экспериментов, столкнуть Россию и Турцию. И бывший главред «Ени Сафак», близкий к Эрдогану, тоже об этом говорил. Но в целом Запад заинтересован не в том, чтобы Россия и Турция начали войну, а в том, чтобы перетянуть Анкару на свой сторону.
С тех пор, как Трамп пришел к власти, мы видим, как Турцию постоянно приглашают на встречи в Париже и Лондоне, в Варшаве. Пытаются заманить в число стран-гарантов безопасности Украины. Зеленский говорил, что в стране могут появиться турецкие миротворцы.
Еще в Брюсселе хотят, чтобы Турция ввела санкции против России и пересмотрела свою нейтральную позицию. Чтобы Анкара активнее выступала на стороне Европы, больше помогала Украине и оказывала давление на Россию через прекращение сделок по нефти и остальным проектам.
«СП»: Насколько описанное Йылмазом реально?
— Пока Эрдоган у власти, Турция сохраняет гибкую позицию, хотя ему приходится нелегко. В какой-то степени отношения с Москвой даже укрепляются.
Именно на Стамбуле Россия настояла, когда предлагались различные площадки для переговоров в виде Женевы, Ватикана. И это весьма значимо. Та же сделка с С-400. Как бы Трамп ни давил, Турция не вернула нам эти ЗРК, от нефти тоже не отказалась. Поэтому, думаю, пока у власти нынешний турецкий президент, Турция сможет выстоять. Хотя, конечно, последние инциденты усилили напряженность — там даже турецкое судно пострадало. С другой стороны, действия Киева в Черном море приводят к ухудшению не российско-турецких отношений, а турецко-украинских…
— Возможно, дополнительным поводом для обсуждения таких версий стали происходившие декабре 2025 года инциденты с падением беспилотников в провинциях Балыкесир и Коджаэли на северо-западе Турции, а также заявления Минобороны страны о ликвидации турецкими ВВС еще одного дрона в воздушном пространстве над Черным морем, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Во всех трех случаях официально о происхождении этих беспилотников не сообщалось, поэтому в турецком медиа-пространстве обсуждались самые разные версии, кто же мог стоять за этим — одни называли Россию, другие Украину, третьи - западные спецслужбы.
В целом же, и Украине, и ведущим игрокам ЕС, конечно, было бы объективно выгодно усиление противоречий между Турцией и Россией. Но прямое военное столкновение Турции и России в ближайшем будущем — вряд ли реалистичный сценарий, все вовлеченные стороны это, наверняка, понимают. Анкара же явно настроена продолжать работать как с Москвой, так и с Киевом. «СП»: Но Турции невыгодно и усиление Москвы в регионе.- Турции объективно невыгодно усиление как России, так и Украины. При этом конфликт между Москвой и Киевом как таковой, в целом, расширяет политические возможности Анкары, в том числе в переговорах с западными державами.
Однако Турции важно, чтобы при этом под ударом не были проходящие через Черное море транзитные маршруты. То есть один из наиболее благоприятных сценариев для Турции — продолжение российско-украинского конфликта в формате, когда ни одна из сторон не могла бы добиться явного перелома в свою пользу. Но при этом — с неким аналогом «зерновой сделки» (возможно, непубличным), когда Москва и Киев если и вели бы противостояние непосредственно на Черном море, то минимизируя удары по гражданским судам и портовой инфраструктуре.
Не только прямого военного противостояния, но и серьезной напряженности с Москвой Анкара в ближайшем будущем постарается избегать. Хотя бы потому, что такой сценарий сокращал бы ее возможности по усилению влияния в других регионах мира, где у Турции есть интересы (от Ближнего Востока до Африки), заставляя сосредотачивать больше сил на северном направлении.
Вспомним период напряженности между Москвой и Анкарой после того, как в ноябре 2015 года российский Су-24 был сбит турецкими ВВС. Уже к середине 2016-го Эрдоган перешел к «разрядке», заявив об отсутствии «заведомого намерения» турецкой стороны уничтожать самолет.«СП»: А Россия? Какой она хочет видеть Турцию?- Здесь «зеркальный» вариант. Для Москвы максимально благоприятный сценарий, чтобы у Турции было меньше возможностей для усиления влияния за пределами своих границ (включая Южный Кавказ и Центральную Азию), и чтобы она не попадала в орбиту влияния западных держав, могла противостоять их давлению. «СП»: Каковы интересы Турции на Украине? Как далеко она может зайти в их отстаивании?
- Турции важно, чтобы Киев не попадал полностью в орбиту ни одного из других внешних игроков, не терял контроль над территориями с выходом к Черному морю, но и не слишком усиливался в военно-политическом плане.
Пути отстаивания этих интересов Анкарой в нынешних условиях вполне понятны — продолжение военно-технического сотрудничества с Киевом, возможно, с периодической передачей украинской стороне разведданных, если Турция сочтет это выгодным для поддержания баланса.
Конечно, будут и новые предложения Анкары в посредничестве сторонам, вовлеченным в конфликт вокруг Украины.