Дроны начинают и выигрывают: эксперт объяснил планы США построить миллион беспилотников
«Дроновая лихорадка» докатилась и до США – американцы вдруг осознали, что у них катастрофически мало всякого рода беспилотников. В то время как у других их непозволительно много. О намерении американцев решить эту проблему рассказал исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой международного права РГСУ профессор Юрий Жданов.

– Юрий Николаевич, с кем американцы решили меряться количеством беспилотных систем?
– Конечно же, в первую очередь, с Китаем. Ну и еще с Россией. В «Нэшнл интерест» вышла любопытная статья «Армия США хочет построить миллион беспилотников. Сможет ли она это сделать?»
– Миллион дронов – это много или мало?
– Этим вопросом задаются и эксперты издания:
«Даже производство 1 миллиона беспилотников в год может оказаться недостаточным для армии США во время конфликта великих держав, учитывая, что промышленная база Китая способна производить не менее 8 миллионов.
Армия США понимает, что современное поле боя фундаментально изменилось с момента последнего участия ее сил в крупном конфликте. Беспилотные системы теперь определяют современное поле боя в том ключе, в котором раньше были задействованы только пилотируемые платформы. В результате этих изменений, примером которых служат недавние конфликты на Кавказе, в Африке, на Ближнем Востоке и, прежде всего, на Украине, армия намерена закупить не менее миллиона беспилотников в течение следующих двух-трех лет».
– А дальше они будут наращивать поставки?
– Разумеется. После этой первой партии армия США планирует закупать сотни тысяч дополнительных беспилотников в год — от 500 000 до миллионов. Сейчас оборонно-промышленная база США производит всего около 50 000 дронов в год.
– По нынешним временам-то не густо…
– Вот и американцы так считают. Поэтому одно из самых важных изменений заключается в том, что армия США хочет относиться ко многим из этих беспилотников так же, как сейчас относится к боеприпасам — как к расходному материалу, дешевым и одноразовым патронам, гранатам и снарядам. Производство штучных высококлассных, престижных и очень дорогих дронов, таких, как MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, которые на Западе стали символом войны с терроризмом, не прекратится, но отойдет, видимо, на второй план. Это отражает уроки конфликта на Украине, где недорогие беспилотники в больших количествах использовались для сбора разведданных, корректировки огня и нанесения ударов по целям.
Чтобы достичь нужных объемов, американская армия запускает уникальную государственно-частную промышленную стратегию, получившую название «SkyFoundry». Развивая собственное производство, включая двигатели, датчики, аккумуляторы и печатные платы, армия предполагает не просто закупку, но и создание цепочки поставок, способной к быстрому росту. Это будет иметь решающее значение в любой кризисной ситуации, поскольку армия США хочет иметь возможность производить столько дронов, сколько необходимо для отражения любой угрозы.
– Зацепило слово «собственное» в связи с производством различных компонентов. У американцев с этим проблема?
– И очень серьезная. Им приходится реагировать на тот факт, что в нынешних условиях Китай является источником многих критически важных компонентов для большинства беспилотных систем. Компонент локализации этой новой американской программы закупок беспилотников - попытка ответить на эту, мягко говоря, неприятность. Действительно, это серьезная уязвимость, особенно в условиях, когда армия США (и другие вооруженные силы по всему миру) все больше полагаются на беспилотные системы.
Помимо закупки этих дронов, армия США экспериментирует со способами защиты от вражеских дронов. Они исследуют сетевидные заграждения, электромагнитные устройства и новые виды взрывчатых веществ для активной брони, чтобы снизить угрозу, которую представляют дроны на поле боя.
– И все же, хватит ли американцам одного миллиона дронов в год? Что-то они скромничают…
– Вот и эксперты «Нэшнл интерест» в сомнениях. По их данным, Россия и Украина производят около четырех миллионов беспилотников в год каждая. Китай, обладая огромным промышленным потенциалом, может, как уже упоминалось, производить более восьми миллионов беспилотников в год — в основном, правда, гражданского назначения на экспорт, но при этом легко вооруженных и переоборудованных в военные. В случае конфликта между практически равными по силе странами американцы окажутся в крайне невыгодном положении.
– Как США будут решать эту проблему?
– Эксперты признают, что масштабирование производства и закупок, как того хочет американская армия, гораздо проще пожелать, чем осуществить. Изготовление оборудования для производства деталей беспилотников занимает значительное время. Часто требуются месяцы на налаживание некоторых производственных линий. А поскольку значительная часть цепочки поставок все еще проходит через такие страны, как Китай, масштабирование внутри страны — дело сложное и медленное.
Существует и дополнительная проблема – быстрое расходование беспилотников и потребность в их таком же быстром возмещении. То есть, нужно быть готовым к потере большого их количества. Опять же, вспомните про патроны – кто их в бою считает? Высокая степень износа означает, что армия, участвующая в вооруженном конфликте с использованием дронов, будет постоянно закупать им замену.
В условиях конфликта высокой интенсивности потери этих машин могут превысить тот же пресловутый миллион в год, особенно, если дела пойдут не так. Считается, что цель в один миллион дронов представляет собой ключевой стратегический поворотный момент для армии США. Но западные эксперты признают, что достичь этой амбициозной цели не так-то просто.
По их мнению, даже очень впечатляющая цифра в один миллион дронов не гарантирует доминирования на поле боя. Они скромно прогнозируют, что, если армия США сможет выстроить цепочку поставок, оптимизировать производство и интегрировать использование дронов во все свои подразделения, это может значительно повысить ее тактическую гибкость и устойчивость в будущих конфликтах.
– Это они сравнивают свои возможности с возможностями Китая?
– В целом, да. Но ведь и есть, с чем сравнивать. «Нэшнл интерест» в статье «Рои китайских беспилотников с искусственным интеллектом должны напугать Соединенные Штаты» констатирует: «В настоящее время Китай активно инвестирует в автономные беспилотные летательные аппараты и системы роения, чтобы противостоять традиционному преимуществу США в пилотируемой авиации, морском тоннаже и глобальном базировании. Опираясь на опыт войны на Украине и нападений хуситов на американские авианосцы в Красном море, Пекин осознает, что относительно недорогие автономные системы могут эффективно противостоять превосходящим силам противника».
– Что это за «рои беспилотников»?
– Эксперты «Нэшнл интерест» утверждают, что стаи автоматизированных дронов могут уничтожить традиционные платформы. Еще в 2017 году корпорация China Electronics Technology Group Corporation (CETC) провела широко разрекламированное «стайное испытание» 119 автономных дронов-камикадзе с фиксированным крылом, запускаемых с направляющих, установленных в кузове грузовика.
С тех пор Китай заявлял о все более масштабных испытаниях, многие из которых остаются засекреченными и не получили широкого обсуждения в китайских социальных сетях. Вместо того, чтобы полагаться на один уязвимый контроллер, рои CETC взаимодействуют друг с другом с помощью заданных алгоритмов. Эти платформы используют поиск пути в реальном времени, автоматическое распознавание целей и многоагентное обучение с подкреплением.
Китай, как и Соединенные Штаты, также разрабатывает системы лояльных ведомых — беспилотники, размером примерно с истребитель, которые сопровождают пилотируемые самолеты в бою. Feihong-97 и GJ-11 Sharp Sword UCAV от AVIC являются наиболее популярными прототипами, которые, как известно, летают в строю с истребителями Chengdu J-20.
Концепция проста: ВВС Китая могут насытить боевое пространство дешевыми, полуавтономными и одноразовыми самолетами, которые могут разведывать, глушить и наносить высокоточные удары, сохраняя при этом ограниченный пилотируемый флот Китая.
ВВС США играют в ту же игру, в настоящее время разрабатывая автономные самолеты Collaborate Combat Aircraft (CCA) для полетов вместе с будущим истребителем F-47 Next Generation Air Dominance (NGAD).
«Нэшнл интерест» сокрушается: «Когда в 2025 году Китай представил изображения беспилотного летательного аппарата Jiu Tian SS-UAV, способного выпускать рои беспилотников в воздух, — возник вопрос: почему США не строят такой?».
– У Китая есть морские дроны?
– А как же! В море Китай тоже выводит беспилотные корабли. Есть надводные - JARI USV, своего рода мини-эсминец, который представляет собой платформу с искусственным интеллектом, датчиками и вооружением, уменьшенным по сравнению с более крупными боевыми кораблями, специально разработанную для действий в составе роя. Автономная подводная автономная лодка HSU-001 уже поступила на вооружение и, как предполагается, будет обеспечивать разведку и наведение ракетных систем большой дальности.
Стратегические последствия инвестиций Китая в автономные системы огромны. Рой взламывает оборону противника за счет численности, а не эффективности отдельных систем. Системам ПВО, способным отслеживать и поражать около десятка целей, будет поручено поражать сотни целей, с чем они заведомо не справятся, их задавят массой. Авиабазы с высококлассными взлетно-посадочными полосами, стратегически бесценные для проецирования силы, могут быть уничтожены дешевой и нетехнологичной толпой беспилотников. А пилотируемые истребители, разработка и производство которых требуют времени и стоят сотни миллионов долларов за единицу, могут стать менее эффективными против самонаводящихся дронов-камикадзе, которые можно заменить сотнями за небольшие деньги.
«Нэшнл интерест» не скрывает, что наибольшую обеспокоенность у США вызывает то, что Китай внедряет автономные системы с меньшим количеством ограничений, чем системы, внедряемые США. Американцы по-прежнему, по всей видимости, настаивают на «человеческом контроле» при принятии смертоносных решений.
Китай, возможно, не будет проявлять подобной осторожности и отдаст приоритет скорости и эффективности принятия решений на поле боя. Пекин, похоже, создает обширные флоты и эскадрильи автоматизированных систем, предназначенных для быстрых действий с минимальным контролем со стороны человека, в условиях командной культуры, поощряющей агрессию. Эксперты не понимают, как Вашингтон может ответить на это, не подвергая риску собственные гарантии безопасности.