Офицер с позывным Комса рассказал "РГ" о пути в морпехи и о войне дронов
Прифронтовая зона на Сумском направлении. Его позывной - Комса. Редкий, как он сам, с иронией замечает морпех. Комса занимает должность начальника штаба 810-й бригады морской пехоты. За ним - путь от инженера-нефтяника с Дальнего Востока до офицера-морпеха, прошедшего через Работино, Херсон, Авдеевку и Курскую область. В преддверии Дня морской пехоты (отмечается 27 ноября) Комса рассказал "РГ" о том, как закалялся его характер, о войне артиллеристов и о том, почему современный бой - это схватка беспилотников.
От Комсомольска-на-Амуре до Комсомольска на море
"Родился в городе трудовой доблести, Комсомольске-на-Амуре. Там же и вырос. Вырос в военном городке. Отец - военный, подполковник в отставке", - начинает свой рассказ офицер. Дорога до школы занимала 40 минут в одну сторону на автобусе, зимой в минус сорок градусов. - "Закалялся характер уже с самого детства".
Мечтал о летном училище, но реформы и время внесли коррективы. Окончил химический факультет с военной кафедрой, где получил военную специальность командира гаубичной батареи. После вуза - стремительная карьера на нефтеперерабатывающем заводе "Роснефти". За 7 лет прошел путь от оператора до заместителя начальника цеха.
Заявление об увольнении подписал за неделю до начала СВО. "Собирался пойти на повышение на другой завод, в Краснодарский край. Была мечта - проехать всю страну". Мечту осуществил: отправил вещи поездом, а сам с женой на машине проехал через всю Россию. Путешествие заняло три недели. "Приехал, а мне вакансии заморожены", - вспоминает боец.
"Родина сказала - значит, надо ехать"
В сентябре 2022 года последовал звонок из военкомата. "Повестку долго ждал... Можно так сказать, ждал", - снова ирония. Явился 11 октября. Просил отпустить на день рождения четырехлетнего сына - отказали. "Родина сказала - значит, надо ехать".
Из Краснодарского военкомата его направили в Севастополь, в формирующийся 1154-й полк, который позже вошел в состав легендарной 810-й бригады морпехов. По образованию артиллерист, он рассчитывал на орудие, но все места в артбатарее были заняты. Предложили минометы. "Думаю, ну, разницы-то не особо много... Ладно, научимся", - говорит Комса. В итоге был назначен командиром гранатометного взвода (АГС). "Я говорю, вусовка (военная учетная специальность) не та. Я артиллерист, дайте мне орудие. Ответили: "Не дрейфь, АГС - тоже артиллерия".
Работино и 12 500 выстрелов
В январе 2023 года батальон прибыл на Запорожское направление, под Работино. Это было время, которое он характеризует коротко: "Пока птичек не было". Авиация и артиллерия старшего начальника работали, но основная нагрузка по сдерживанию пехотных атак противника легла на минометчиков и расчеты АГС.
"За два с половиной месяца ушло 12 с половиной тысяч "вогов" (выстрелов гранатометных)", - вспоминает офицер. Снабжение было проблемой. Боеприпасы заносили на себе, по 300-400 штук за раз, раскидывая по точкам. "Карманы рвутся. Доходишь, весь натертый, падаешь". По ночам ползали в "серой зоне", собирали трофейные боеприпасы. "Ползешь, смотришь - три "улитки" с "вогами". Шикарно, живем!".
Работали с прямой наводки, в зоне видимости противника. Маскировка и скорость были ключом к выживанию. "Приходилось в прямой зоне видимости работать. Все в радиусе двух километров", - вспоминает морпех.
13 августа 2023 он был назначен на должность заместителя начальника штаба батальона, но со взводом АГС он не расставался, работая "на два фронта", пока не нашли замену.
Ракета в тылу и "война дронов" в Херсоне
В сентябре его подразделение вывели в тыл на восполнение и слаживание. А 10 сентября случилось то, что до сих пор вызывает горькую усмешку: "В тыловой зоне, куда нас вывели, прилетело три ракеты... Третья - в руку. Вот она, осколок. Не в бою, а в тылу…". Осколок пробил куртку насквозь, но саму руку не задел. "Чисто курточку пробило", - улыбается офицер.
После - переброска на Херсонское направление. Здесь характер войны изменился: "Началась уже конкретная дроновая война". Именно тут раскрылся его талант инженера.
Столкнувшись с острой нехваткой беспилотников, он, бывший радиолюбитель с инженерным образованием, наладил их ремонт.
"Бывало, что птиц у нас особо нет, одна в воздухе, больше не будет... И шесть штук лежит сломанных. Разобрал, понял устройство. Нашел взломанные прошивки, достал терминал для прошивки. Я полгода этим занимался. Через меня прошло 630 дронов", - рассказал военный.
Он чинил дроны для всех подразделений на направлении бесплатно и быстро, чем вызвал недовольство тыловых "мастерских", работавших за деньги. За эту работу Комса был удостоен медали "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Встречный бой под Курском: "Никто не проявил трусости"
В августе 2024 года батальон экстренно перебросили на Курское направление, где противник предпринял попытку прорыва. Их батальон занял оборону у сел Кременное и Ольговка. "После обеда началось... Техники тьма, FPV, пехота... как муравьи со всех сторон. Завязался встречный бой. Батальон попал в окружение. Благодарен всем бойцам, никто не проявил трусости... Все до последнего вздоха", - вспоминает морпех.
Выживали, в том числе, за счет трофеев. "Противнику надо сказать спасибо, что ББМ битком имуществом набивали, много всего было", - добавил он.
Именно здесь пригодилась его смекалка. Когда штатный замкомбата по вооружению Спутник получил ранение, Комса лично возглавил рискованные операции по эвакуации подбитой техники - как своей, так и трофейной - буквально из-под носа у противника, дожидаясь тумана или дождя.
Провал ВСУ 6 февраля и дорога на запад
Особое место в рассказе занимает 6 февраля 2025 года - день последней крупной попытки контрнаступления ВСУ на курском направлении. "Их контрнаступление... было полностью остановлено. Они были разбиты, никуда не доехав вообще, никого не высадив", - констатирует офицер.
Атака захлебнулась под мощным огневым ударом с применением артиллерии и беспилотников. Это поражение противника стало точкой отсчета для нашего успешного наступления. С середины февраля пошло уже наше наступление хорошими темпами.
Буферная зона и взгляд в будущее
Сейчас его батальон ведет бои на Сумском направлении. Война, по его словам, свелась к противостоянию пехотных групп и FPV-дронов. "Пехота - это глаза и уши... Дрон летает, сверху видит, а пехота может доложить, как он видит и ощущает. Технику теперь прячут за 15 километров от передовой. Продвижение измеряется метрами. 100 метров в день - это уже победа", - поясняет офицер.
На вопрос о наградах отвечает просто: медаль "За отвагу" и "За заслуги перед Отечеством" I и II степени с мечами. Говорит, что изначально офицеры батальона договорились представлять в первую очередь рядовых бойцов. "Потому что без них - кто мы?" - замечает Комса.
За время спецоперации он был награжден медалью "За Отвагу" и медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" I и II степени с мечами.
"Истина" где-то рядом
Его рассказ был бы неполным без упоминания тех, с кем он делил все тяготы. Командир батальона Омега, легендарный замполит бригады Истина, отвечающий за воспитательную работу, раненый Спутник - это не просто позывные, а часть боевой семьи, чья сплоченность и стала залогом стойкости подразделения в самых тяжелых условиях.