«Дружественный огонь» Зеленского по "юртам гидности" : БПЛА Украины лупят по нефти Казахстана. Астана «выражает озабоченность»
Отгрузка нефти на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) после атак БПЛА возобновлена в среду, сообщила компания.
Ранее, во вторник, в КТК сообщали, что административный корпус нефтяного терминала под Новороссийском получил повреждения в результате ночной атаки беспилотниками. Обошлось без пострадавших, но грузовые операции у выносных причалов пришлось приостанавливать.
Это далеко не первая атака на объекты КТК. Причем, страдает главным образом Казахстан, перегоняющий через трубопровод, проходящий по территории России, свою нефть в Европу. Астана молчит. Вернее, не совсем молчит, но протестует как-то вяло. Как-будто больше для вида.
Казахстан довел до Украины свою озабоченность по поводу атак беспилотников на инфраструктуру КТК и Оренбургского газоперерабатывающего завода (туда поступает газ из Казахстана - «СП»), сообщил недавно официальный представитель МИД республики Айбек Смадияров.
«Мы на постоянной связи с украинской стороной по этим вопросам. Естественно, мы всегда доводим свою озабоченность. Но более детально этим вопросом уже занимаются наши коллеги из министерства энергетики, «КазМунайГаз», которые конкретно знают, что там происходит», — подчеркнул он, добавив, что информация об инцидентах, произошедших в октябре и ноябре, «обязательно доводится» до украинской стороны.
И что дальше? Выразили озабоченность и успокоились? До следующего раза?
Ранее министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов назвал удары беспилотников ВСУ по объектам КТК «атакой и на казахстанскую инфраструктуру».
«Если мы говорим про трубопровод КТК — да, Казахстан является акционером, и это международный консорциум. Атаки были на трубопровод, который имеет международную ценность. В этом году по нему будет транспортировано порядка 60 миллионов тонн нефти и газоконденсата. Поэтому, естественно, можно сказать, что это была и атака на нашу инфраструктуру», — сказал он.
Если это атака на казахстанскую инфраструктуру, надо какие-то меры предпринимать? Не обязательно войну объявлять, но что-то более серьезное, чем выражение озабоченности, делать надо.
Или боязно, что Запад, в первую очередь, та же Британия, которая уже владеет значительной долей казахстанских ресурсов, отругает и пригрозит санкциями, если Казахстан слишком сильно повысит голос на их украинских протеже?
А может, не такие уж серьезные потери, что можно махнуть рукой?..
Казахстан отгружает нефть на КТК в обычном режиме, ночной инцидент с беспилотником не отразился на процессе отгрузки и транспортировки. Об этом заявила пару дней назад после очередной атаки официальный представитель министерства энергетики Асель Серикпаева.
Ну, не уничтожили же трубу или терминал, в конце концов. Жить можно, да?
— Это уже повседневная практика ВСУ - атаковать нефтегазовую инфраструктуру Казахстана или энергетически объекты, обслуживающие Казахстан, — говорит лидер Социалистического движения Казахстан Айнур Курманов
— Собственно, тут не имеет значения насколько были критичны повреждения - важен сам факт недружественных и даже враждебных действий, которые повторяются из раза в раз. Речь идёт о системных усилиях по выводу из строя этой инфраструктуры и снижения объёмов поставок, в том числе и американскими добывающими компаниями через КТК.
«СП»: Насколько это все бьет по Казахстану и его экономике? Или это не сильный удар, можно внимание не обратить?
— Урон достаточно существенный, так как удар по нефтеналивной станции Кропоткинская в марте этого года, не считая ремонта, обошёлся бюджету РК в 2 миллиарда долларов из-за недополученных налогов и поступлений в казну из-за длительного простоя. Сентябрьские удары по терминалам в Новороссийске также обошлись в сотни миллионов долларов.
Атаки на Оренбургский и Самарские газоперерабатывающие заводы привели к уменьшению объёмов добычи нефти на месторождении Карачеганак на 30% в течение нескольких недель, ведь извлечение нефти там идёт с попутной добычей газа и без его своевременной переработки весь процесс парализуется.
Ремонт этих заводов также стоил десятки, если не сотни миллионов долларов, что вошло в стоимость отпускаемого газа, который целиком идёт на нужды Казахстана. Поэтому потребители непосредственно на себе ощутили последствия ударов БПЛА ВСУ. Учитывая еще и энергетический кризис внутри РК, срывы поставок только усугубили дефицит сжиженного газа.
Повторяю: любой удар БПЛА ВСУ наносит тот или иной урон, который закладывается в стоимость ГСМ или выражается в недополученной прибыли и налогов в бюджет.
Минэнерго РК, в отличие от МИД, периодически это отмечает, иногда проскальзывали даже панические реляции. Не обращать на это внимания в правительстве и в «КазМунайГазе» не могут, но как правило просто молчат.
«СП»: Казахстан не совсем молчит, он робко озабоченность выражает. Но как-то уж совсем робко. Почему?
— В этом проявляется вся сущность казахстанской многовекторной политики и официальная линия на поддержку территориальной целостности Украины.
Астана все эти года выражала солидарность с Киевом, Токаев награждал почётными грамотами и медалями участников сборов гуманитарной помощи для «незалежной», которые закупали еще каски с бронежилетами, даже средства РЭБ для ВСУ.
Плюс провластные олигархи открывали в украинских городах торжественно «юрты гидности». В итоге они не могут себе позволить резких выражений в отношении Зеленского и К.
Не надо забывать, что между СБУ и КНБ налажено давнее сотрудничество и Киев постоянно передаёт списки сначала защитников ЛДНР, а теперь и участников СВО, которых отлавливают и сажают в РК. При содействии украинских «блогеров», а в реальности агентуры той же СБУ в РК, осуждены на разные сроки несколько десятков казахстанских граждан, которые высказались лишь за поддержку России в СВО в чате «Рулетка». Всех их представляют в качестве «сепаратистов».
Соответственно, не могут в Астане громко ругать своих союзников или возмущаться их «дружественным огнём».
«СП»: Что бандеровцы должны сделать, чтобы казахи начали что-то предпринимать? Уничтожить терминал целиком? А чем они могут ответить, если вдруг захотят? Есть ли хоть какие-то инструменты влияния на киевский режим?
— Собственно, нет ничего, что могло бы сподвигнуть Астану на какие-то резкие действия, так как они в одной идеологической и геополитической лодке с нападающими. Акты диверсии ВСУ они рассматривают, как сигналы со стороны хозяев Банковой. Поэтому и цепных псов Запада не могут трогать.
«СП»: Чего добивается Украина (или ее руками Запад)? Чтобы Казахстан отказался от российского маршрута и начал искать иные пути транспортировки? Они есть, кстати?
— Эта стратегия Запада и Киева. Смысл ее в том, чтобы перенаправить все транспортные и логистические потоки в сторону Транскаспийского транспортного маршрута, то есть через Азербайджан и Зангезурский коридор, ставший «маршрутом Трампа» и максимально сократить объёмы сырья, идущие через территорию России.
Сейчас через КТК идёт больше 80% нефти РК, его и пытаются обрушить. То же самое касается и туркменского газа, и ресурсов из Средней Азии, так как главная задача состоит в том, чтобы полезные ископаемые региона не шли по КТК, через Новороссийск, по трубопроводу «Дружба» и порты Ленинградской области.
Астана, согласно этой стратегии, действует в её фарватере. А ударами по «трубе» Лондон руками Киева подталкивает Акорду делать это быстрее.
Иногда, как в истории с атакой на Оренбургский ГПЗ и с обнаружением новой группы БПЛА ВСУ уже на территории Западно-Казахстанской области, ЕС и Британия дают сигналы Астане не допускать ревизии ранее принятых соглашений и не сближаться с Москвой. Ведь эти удары были аккурат перед визитом Токаева в Москву.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».