Индийские Су-30МКИ стали «механическими зайцами»: НАТО отрабатывает атаки на русских  летчиков

То, что страны НАТО в открытую и в крайней спешке готовятся к большой войне с Россией давно уже не новость. Их лидеры сами не устают об этом рассказывать на всех мировых перекрестках.

Индийские Су-30МКИ стали «механическими зайцами»: НАТО отрабатывает атаки на русских  летчиков
© Свободная пресса

Настоящая новость, на мой взгляд, в том, что наши пока еще только потенциальные противники в последние годы в русле того же самого подготовительного процесса в учебных боях активно и системно принялись сравнивать боевые возможности своего вооружения с российским. Понятно для чего. Для последующей конструкторской доработки и достижения военно-технических преимуществ на поле боя. А еще - для обучения пилотов НАТО тактическим приемам воздушных боев с русскими.

Самое свежее сообщение из этого ряда: 16 ноября 2025 года на авиабазе Мон-де-Марсан во Франции начались крупные военно-воздушные учения Garuda 25. Завершатся они 27 ноября. А в этом временном промежутке французы запланировали сразу несколько групповых схваток в небе своих основных истребителей Rafale и Mirage 2000 с тяжелыми аналогами российского производства.

Ну, насчет самолетов ВВС Франции все понятно. У Парижа они всегда под рукой. Но вот где натовцам понабраться для испытательных боев наших боевых машин?

Как ни странно, но и с этим у армий государств-членов Североатлантического альянса давно никаких проблем. Чаще всего им на помощь приходит Индия. В боевой авиации которой на сегодняшний день ни много ни мало – 261 истребитель типа Су-30МКИ (поколения 4++).

Таковыми Mосква эту азиатскую страну за немалые деньги снабжает с 2002 года. А в соответствии с продолжающим действовать межправительственным соглашением на тамошних аэродромах скоро будет еще больше – 272 «изделий» нашей оборонки. Поскольку сотрудничество продолжается.

И вот что любопытно: регулярными «клиентами» индийцев в таком не самом красивом с точки зрения интересов РФ деле давно уже являются не только французы. Только в нынешнем году боевые качества своих истребителей в боях с Су-30МКИ испытали, например, британцы.

Случилось это в минувшем октябре в воздушном пространстве над Аравийским морем. Куда ради такого случая Лондоном специально был направлен авианосец флота Его величества «Принц Уэльский». С эсминцем УРО в охранении и авиакрылом, в состав которого может входить до сорока палубных стелс-истребителей пятого поколения типа F-35B американского производства.

Вот как те воздушные маневры по горячим следам описывал американский журнал Military Watch Magazine: «В небе над Аравийским морем прошли учения, за которыми внимательно наблюдали военные аналитики со всего мира. Индийские Су-30МКИ, находящиеся на вооружении ВВС страны, вступили в тренировочный бой с новейшими британскими стелс-истребителями F-35B. Манёвры предоставили исключительную возможность сравнить характеристики машин поколения «4++» с возможностями истребителей пятого поколения в реальных условиях».

В тот день над водами Индийского океана в небесах действовала группа из восьми Су-30МКИ, которую поддерживал самолет дальнего радиолокационного наблюдения и управления А-50ЭИ российского производства, оснащённый израильским радиолокационным комплексом EL/M-2075. Такой, согласно открытым данным, способен на большом расстоянии обнаруживать цели с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) 0,1 кв. м. Что примерно соответствует ЭПР единичного истребителя-невидимки F-35B.

Последнее обстоятельство, как считают на Западе, «значительно улучшило возможности пилотов Су-30МКИ, которые при отсутствии самолета ДРОиУ вынуждены были использовать свои устаревшие бортовые РЛС Н011М «Барс» с дальностью обнаружения F-35A не более 60-70 километров».

Навстречу этой смешанной индийской эскадрилье с «Принца Уэльского» вылетела шестерка палубных F-35B.

Воздушный бой между условными противниками проходил на больших дистанциях. Британцы осуществили «цифровые пуски» ракет AIM-120C-7/D с дальности 120 или 160 километров. Индийские летчики в ответ отстрелялись ракетами Astra Mk.1 класса «воздух-воздух» производства своей страны с удаления от целей в 110 или 130 километров.

Западные авиационные эксперты оценили результаты учений как «просто отличные для Су-30МКИ… Их мощные сенсоры в сочетании с поддержкой радара самолета A-50 смогли компенсировать преимущество F-35В в малозаметности».

Но в то же время на Западе отметили, и кое-что еще. Куда более серьезное на фоне усиливающейся конфронтации НАТО с Россией. А именно: «индийская» модификация знаменитой «сушки» по тактико-техническим характеристикам все же послабее подобных истребителей, стоящих на вооружении Воздушно-Космических сил РФ.

В частности – Су-30МКИ слабее Су-30СМ2 с бортовыми РЛС «Ирбис-Э» с активной фазированной решеткой вместо стоящих на «индийцах» Н011М «Барс». Особенно в сочетании новейшими российскими ракетами класса «воздух-воздух» Р-77М. Известными также за рубежом как «Изделия 180». Которые у нас есть. А у индийцев пока нет.

Предельная дальность поражения этим оружием составляет порядка 200 километров. Что почти вдвое больше, чем использованными нашими партнерами над Аравийским морем Astra Mk.1.

Однако, похоже, что даже с учетом этих сильно «девальвирующих» итоги учений обстоятельств, полученные Лондоном результаты октябрьских учений для британцев оказались очень ценными. Настолько, что было сочтено не очень расточительным ради них гонять «Принца Уэльского» буквально за тридевять земель.

А еще ранее, в сентябре 2024 года, ради испытательных учебных боев с Су-30МКИ тоже сильно потратились и испанцы. Те вообще направили целый авиаотряд своих истребителей Eurofighter в Индию. И за серьезные, надо полагать, деньги поднимались в воздух прямо с аэродромов этой страны.

Полученные результаты Мадрид до сих пор в открытую не разгласил. Разве что Фернандо Рохас, один из испанских пилотов, вернувшись из Индии, так охарактеризовал Су-30 МКИ местному изданию Infodefensa: «В визуальном бою с Eurofighter это просто зверь с невероятным потенциалом. Он очень большой, его легко достать, если правильно действовать. Но и у «сухого» много своих возможностей».

Думаю, тут уместно будет привести и оценку одного из американских боевых летчиков, на своем F-18D сошедшегося в 2020 году над полигоном в учебном поединке с почти такой же боевой машиной русских конструкторов. Только не с индийским истребителем Су-30МКИ, а с почти точной его копией Су-30МКМ. Изготовленной в России по заказу Малайзии.

Пилот ВВС США отметил, что Су-30МКМ вооружен лучше, чем F-18D. И оснащен превосходными двигателями.

Летчик уточнил, что вес пустого Су-30МКМ составляет 18,8 тонны. А его F-18D почти вполовину легче - 10,4 тонны. Следовательно, Су-30МКМ может находиться в воздухе гораздо дольше, прихватив с собой с аэродрома больше топлива и боеприпасов.

Американец пояснил, что его тактика была проста, учитывая обстоятельства. Он пытался в определенные моменты замедлить F-18D и подловить быстрого и верткого «продвинутого русского». Однако Су-30МКМ регулярно ускользал, используя свои двигатели с управляемым вектором тяги, вызывая восхищение у профессионального летчика.

«Это просто здорово, что он делает... Летает, как на авиашоу», - похвалил малазийского соперника американец.

Словом – вроде бы все хорошо. У нас есть дополнительный повод гордиться своей истребительной авиацией.

Одно не дает покоя: а для чего, собственно, мы позволяем своим партнерам, регулярно покупающим у Москвы подобные машины, на регулярной основе тренировать на них врагов России нас же самих сбивать не в учебных, а в реальных боях?

Жаль, я не юрист. Но неужто не существует способов при заключении соответствующих внешнеторговых контрактов накладывать на иностранных покупателей отечественной боевой техники некие эксплуатационные ограничения? Хотя бы на мирное время?

А если таковых и вправду нет – быть может, стоит подумать о неких предупредительных мерах? Иными способами дать понять партнерам, что нас такая их практика не слишком устраивает? Как и чрезмерное военно-политическое сближение с нашими отъявленными врагами?

Задуматься над этим Дели, не исключено, заставили бы неожиданно возникшие перебои с поставками запчастей для Су-30МКИ. Или чего-то другого, столь же необходимого для безопасной эксплуатации созданных нашими руками современных истребителей.

А то ведь что получается? Известно, что сейчас Дели проявляет большой интерес к нашему самолету пятого поколения Су-57. Говорят, что крупный контракт очень возможен. Поскольку российской оборонке, изнывающей под западными санкциями, доллары и евро необходимы буквально как воздух.

Однако если это все правда, если партия лучших российских истребителей Су-57 вскоре действительно улетит в Индию – означает ли это, что неизвестно за какие коврижки боевая авиация НАТО тотчас станет и на них тренироваться в нанесении России военного поражения во все более и более возможной большой войне?

Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, - в военном обозрении «Свободной Прессы».