По словам Бориса Писториуса, в Европе «всегда исходили из того, что нападение России на НАТО может произойти в 2029 году». Всякий министр обороны по должности обязан говорить о подготовке к войне (обороне), лоббировать наращивание военных расходов и вообще проявлять повышенный алармизм по поводу того, что, дескать, страна не готова дать отпор коварному врагу, который только и точит клыки и строит зловещие планы напасть на «наши мирные города».
К тому же заявления Писториуса хорошо ложатся на тот информационно-пропагандистский фон, который наблюдается в Европе начиная с весны 2022 года. Доминирует тема «российской угрозы». И многие обыватели и политики в нее вполне искренне успели поверить. Тем более что и соответствующая пропагандистская линия в СМИ присутствует почти монопольно. Тот же Писториус, являясь на сегодня самым популярным политиком Германии (намного опережая канцлера Мерца), хотя и принадлежит к партии социал-демократов, которая десятилетиями придерживалась антивоенных и даже пацифистских позиций, теперь призывает возродить обязательный призыв в армию (был в ФРГ с 1956 по 2011 год и отменен Ангелой Меркель) и увеличить численность Бундесвера.
А пока для поощрения контрактников-добровольцев предусмотрены стимулы. Например, им дадут возможность получить водительские права бесплатно, хотя в Германии это может обойтись в несколько тысяч евро. Будет резко увеличено денежное довольствие — до 2600 евро в месяц. А вот если число добровольцев окажется недостаточным, то к вопросу об обязательном призыве вернутся.
Готовится и вся Европа. В этом году был принят план увеличения расходов на оборону стран — членов НАТО до пяти процентов ВВП к началу 2030-х общей стоимостью более 800 миллиардов евро. Что немаловажно, значительная часть европейцев верит в «угрозу с Востока». Согласно недавнему опросу службы YouGov в семи странах ЕС, российскую агрессию считают главной угрозой для Европы.
В Германии, кстати, милитаристская повестка чуток недорабатывает: в «русскую угрозу» верят лишь 36 процентов. Еще меньше верят во Франции — 31 процент, в Испании — 22 процента и Италии — 20 процентов. Во Франции и Испании наибольшей опасностью вообще считают нелегальную иммиграцию. Более половины стран — участниц опроса (59 процентов) заявили о готовности сохранить военную поддержку Украины в случае вывода войск США. Также большинство стран выступает за восстановление обязательной военной службы. Наиболее ярыми сторонниками оказались французы, немцы и поляки, а наименьшую поддержку высказали венгры, испанцы и, как ни странно, британцы.
Так или иначе, но рост «провоенных настроений» налицо. Такие политики, как Писториус, их сначала сами подогревают, а потом просто стараются «соответствовать» новому состоянию общественного мнения.
Мнение обозревателя «Вечерней Москвы» Георгия Бовта