Штурмовик Андрей Зеленский: Подкалывают из-за фамилии, не без этого
Младший сержант Андрей Зеленский с позывным Зеля недавно получил медаль "За храбрость". Его фамилия вызывает улыбки среди сослуживцев, а профессия - уважение. "Сейчас быть водителем иногда бывает опаснее, чем штурмовиком", - считает он. И его легендарная "Кроха" - боевая машина реактивной системы залпового огня "Град" - тому доказательство.
В зоне СВО, на участке фронта в Курской области, у младшего сержанта Андрея Зеленского выдался важный день - ему вручили медаль "За храбрость" II степени. За его плечами - путь от добровольца-пулеметчика в 2022 году до контрактника-водителя в 34-й мотострелковой горной бригаде. Его позывной "Зеля" и фамилия неизменно приносят в его жизнь юмор.
"Ребята подкалывают, но все понимающие, никаких проблем в этом нет", - с улыбкой говорит Андрей.
Лучшей он считает шутку своего командира в бытность штурмовиком: "Если Зеленский возьмет в плен Зеленского - лично подам на Героя России".
От Мариуполя до Курска: эволюция бойца
На фронт он пришел добровольцем в апреле 2022 года, движимый примером старшего брата-офицера. Начал с должности пулеметчика в штурмовой группе, участвовал в завершающей стадии боев за Мариуполь, штурмовал позиции под заводом Ильича, сражался на запорожском, белгородском и курском направлениях.
"Тогда не было дронов, работали на энтузиазме, - вспоминает он о работе в штурмовых группах. - Двигались двойками, тройками, клиньями. Бывало, обопрешься спиной о двухэтажку, сил уже нет. ПКМ - орудие нелёгкое, ещё бп (боеприпасы. - Прим. ред.) - тысячи две за спиной. А над головой рвется снаряд - и появляется второе дыхание. Адреналин зашкаливает".
В одном из боев под Березовским он был тяжело ранен осколком снаряда. "Воспоминаний нет. Товарищи вытащили, вертолет эвакуировал", - коротко говорит он. После госпиталя и реабилитации - снова вернулся в строй.

"Своеобразный адреналин": водитель - новая профессия риска
После ранения и лечения он вернулся в строй, переквалифицировался в водители, вспомнив навыки механика-водителя со срочной службы. И понял, что сменил один вид риска на другой.
"В нынешних реалиях водителем быть иногда даже опаснее, чем штурмовиком, - считает Зеленский. - Это своеобразный адреналин. Ты должен продумывать каждый шаг на много ходов вперед, чтобы спасти экипаж, машину и выполнить задачу. Одна рука на руле, вторая - на кнопках включения систем. Если запищит "Булат" - сразу мандраж, начинаешь просчитывать варианты".
Современные угрозы - дроны, сбросы, дистанционное минирование - требуют от водителя не только филигранного мастерства, но и стратегического мышления.
Свою боевую машину БМ-21 "Град" Андрей ласково называет "Крохой". Эта машина стала легендой в подразделении.
"На ней можно в ад заехать и еще оттуда вернуться", - с гордостью говорит Зеленский. Его расчет в батальоне наиболее результативный по количеству пораженных целей.
Планы на послевоенную жизнь
Дома бойца ждут родители, брат и жена. Детей пока нет, но, как говорит Андрей, "всему свое время". Решение подписать контракт он принял осознанно, вместе с семьей.
"Я вижу себя в Вооруженных силах. Эта служба - бесценный жизненный опыт. Когда победим, будет что вспомнить", - заключает младший сержант Зеленский.