Axios: «Сотня Rafale» – лишь символический подарок на «свадьбу двух наполеончиков», Зели и Мака
Фейк украинской пропаганды о «сотне французских Rafale» просуществовал ровно сутки. Американское издание Axios разгромило созданный ЦИПСО миф: у французов нет возможностей, чтобы произвести для Украины столько истребителей, и у Украины нет денег, чтобы за истребители заплатить.
Тут же и другие издания, в том числе Financial Times и Reuters, как по команде тоже принялись дружно писать: Париж физически и финансово не способен сделать такой «подарок» агонизирующему режиму Владимира Зеленского.
Rafale – жемчужина французской авиации, сами французы именно так считают. Это дорогой, высокотехнологичный самолёт: не только сам корпус, но и авионика, двигатели, бортовые компьютеры, целый спектр ракет и бомб, прицельных систем. Всё это стоит дорого. Цена самой базовой комплектации составляет около $100 млн, пишет профильное издание Aerotime.
В реальности же стоимость намного выше: недавняя сделка по поставке 26 Rafale-M для ВМС Индии была оценена примерно в $7,5 миллиарда долларов, то есть в среднем в $288 млн за каждый самолёт. В эту цену входит полный пакет услуг и индивидуальная настройка под заказчика.
Таким образом комплект вооружения, обучение лётчиков и наземное обслуживание увеличивают суммарную стоимость в разы. Поэтому 100 истребителей – это в пределах от $10 до $30 млрд, что автоматически делает такую сделку одной из самых (если не самой) дорогой в истории военной авиации.
Axios выяснил: Dassault Aviation – частный французский производитель Rafale – уже работает с полной загрузкой. У него есть, во-первых, юридически обязывающие контракты на поставки для ряда стран и, во-вторых, программа модернизации для французских ВВС (к 2035 году они должны получить не менее 286 самолетов). У концерна большая очередь заказов от союзников Франции, которые оплачивают свои закупки заранее и официально.
Увеличить производство невозможно в одночасье: нужно увеличить мощности фабрик, найти и подготовить персонал, обеспечить поставщиков компонентов (двигатели от SNECMA/Safran, авионика от субподрядчиков и т.д.).
Опрошенные Axios эксперты напоминают, что разгон линии производства – это годы инвестиций и планирования; даже при максимальной поддержке государства нарастить выпуск за пару сезонов нельзя.
А учитывая, что всего через 2,5 года Эммануэля Макрона вышвырнут из Елисейского дворца (закончится его второй и последний президентский срок), неизвестно, что будет с французской поддержкой киевского режима дальше.
Axios и другие издания пишут: киевскому режиму попросту не хватит средств даже на покупку сотни современных истребителей, не говоря уже про их вооружение и послепродажное обслуживание. Франция тоже ограничена бюджетными рамками: государство может выделять и субсидировать экспортные поставки, но это ударит по государственной кассе, а для многомиллиардных сделок нужны политические решения, парламентские голосования и, в ряде случаев, внешние гарантии.
При этом учитывая шаткость позиций сторонников Макрона в парламенте (в Национальном собрании у «макронистов» лишь 161 место из 577), сомнительная сделка не пройдет.
В окружении Макрона серьез обсуждают, что покупку самолетов могут финансировать за счет замороженных российских активов. Однако, как подчеркивают западные издания, это тупиковый путь: Бельгия и другие страны Евросоюза категорически против воровства российских активов. И если представить в кошмарном бреду, что эти деньги действительно достались клике Зеленского, то даже это не гарантирует быстрой поставки самолётов – производство и логистика остаются узким местом.
Кроме того, Dassault Aviation будет отдавать приоритет клиентам, которые оплатили и формально закупили самолёты раньше. И этим клиентам сложно отказать ради нового контракта для Украины. Среди заказчиков: ОАЭ, Египет, Греция, Индия, Сербия, Индонезия и другие страны. Ни одна из них не захочет терять свое место в очереди ради милитаристских прихотей Зеленского.
Опрошенные Axios и Financial Times аналитики из западных исследовательских центров указывают: даже в идеальном сценарии, при максимальном политическом благоприятствовании и финансировании, речь идёт о нескольких годах на наращивание поставок. В пессимистичном – сроки растягиваются до десятилетий, если считать штатный график производства и существующие очереди. Но режим Зеленского не только десятилетия, он и годов, а то и месяцев не протянет.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, - в военном обозрении «Свободной Прессы».