Готова ли Европа воевать с Россией? Комментарий Георгия Бовта
Глава Минобороны Германии Борис Писториус заявил, что армиям стран НАТО срочно нужны модернизация и перевооружение. По его словам, в ЕС «всегда исходили из того, что нападение России на НАТО может произойти в 2029 году, но сейчас звучат оценки о возможности эскалации уже в 2028 году, а некоторые военные историки и вовсе полагают, что мы пережили последнее мирное лето». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая Писториусу, заявил, что в России нет сторонников какой-либо конфронтации с НАТО. Но отметил, что «вынужденно мы можем принимать меры по обеспечению нашей безопасности». Что за всем этим стоит?
Заявления главы Минобороны Германии укладываются в доминирующую в Европе тему «российской угрозы». Сам он, хотя и принадлежит к партии социал-демократов, ранее всегда придерживавшейся антивоенной позиции, настаивает на масштабной военной реформе. К тому же ранее и германская разведка тоже выступала с прогнозами относительно вероятности войны с Россией до 2030 года.
Хотя в Германии на тему ремилитаризации все же еще требуется определенная дополнительная работа. Например, предложение вернуться к обязательному призыву на военную службу в бундестаге не прошло, добровольная модель пока устояла. Хотя молодые немцы-мужчины должны будут подтвердить свою готовность к службе и пройти медобследование со следующего года. Для поощрения добровольного призыва будут предусмотрены стимулы. Например, добровольцам дадут возможность получить водительские права бесплатно, хотя в Германии это может обойтись в несколько тысяч евро. Будет резко увеличено денежное довольствие — до 2600 евро в месяц. Но если нужное число добровольцев не наберут, то вернутся к вопросу об обязательном призыве. Женщин также призывают к добровольному призыву.
Как и другие европейские страны, Германия значительно сократила численность вооруженных сил после окончания холодной войны, но теперь все идет вспять. Канцлер Мерц, вступая в должность, обещал превратить бундесвер в «сильнейшую армию Европы». Сейчас численность бундесвера уже составляет более 180 тысяч военнослужащих действительной службы и более 80 тысяч гражданских. Что уже делает Вооруженные силы ФРГ вторыми по численности в Евросоюзе после Франции. Теперь число действующих военных должно вырасти до 270 тысяч, плюс 200 тысяч резервистов не позднее 2029 года. Обязательный призыв существовал с 1956-го по 2011 год, когда его отменила Ангела Меркель.
Вся Европа взяла курс на ремилитаризацию. Летом принят план увеличения расходов на оборону стран — членов НАТО до 5% ВВП к 2035 году. Вся программа милитаризации ЕС потянет более чем на 800 млрд евро. И, судя по опросам европейцев, значительная их часть такой курс одобряют. Сказывается информационная картина последних трех лет и соответствующая пропаганда. И чем ближе страна к России, тем больше доля тех, кто считает ее главной угрозой. Так, согласно недавнему опросу службы YouGov в семи странах ЕС, «российскую агрессию» считают главной угрозой для Европы 51% респондентов в Польше, 57% в Литве и 62% в Дании. В Германии, кстати, в угрозу с востока верят пока лишь 36%, так что Писториусу еще тут надо поработать словом. Еще меньше верят во Франции (31%), Испании (22%) и Италии (20%). Во Франции и Испании наибольшей опасностью вообще считают нелегальную иммиграцию.
При более общей постановке вопроса — в целом о готовности к войне — европейцы демонстрируют еще большую решимость, которая отражает высокий уровень тревожности в обществе. Летом накануне саммита НАТО в ходе опроса жителей уже 12 стран ЕС большинство поддержало идею необходимости подготовки к войне. Речь о Дании, Эстонии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Польше, Португалии, Румынии, Испании, Швейцарии и Великобритании. Тем более тогда это еще наложилось на новостной фон бомбардировок Ирана. В среднем 50% против 24% в этой дюжине стран поддержали идею увеличения расходов на оборону, более половины (59%) заявили о готовности сохранить военную поддержку Украины в случае вывода войск США.
Наибольшее число сторонников — от 60% до 70% — увеличения военных расходов обнаружилось в Польше (70%), Дании (70%), Великобритании (57%), Эстонии (56%) и Португалии (54%). Лишь в одной Италии большинство (57%) высказалось против. Также большинство в этих 12 странах выступает за восстановление обязательной военной службы. Наиболее ярыми сторонниками ее оказались французы (62%), немцы (53%) и поляки (51%), а наименьшую поддержку высказали венгры (32%), испанцы (37%) и, как ни странно, британцы (37%). А среди молодежи, которой непосредственно коснулся бы призыв, число его сторонников оказалось менее трети (27%).
Однако принимать соответствующие решения будет не молодежь, а люди более зрелого возраста. Тот же Писториус в свои 65 лет, являясь самым популярным политиком Германии на сегодня, в том числе опирается на растущие «провоенные настроения» немцев. Всем известен драматургический принцип «чеховского ружья», которое если в первом акте оказалось на стене, то в третьем непременно выстрелит. В виртуальном плане — в мозгах европейских обывателей — это ружье было повешено три года назад. Но мы пока все еще не в третьем акте.