«Где деньги, Зе?»: стало ясно, кто заплатит за 100 французских «Рафалей» для Украины

Париж и Киев подписали «историческую» декларацию. В ходе помпезной встречи Эммануэль Макрон и Владимир Зеленский объявили о планах поставки Украине ста многоцелевых истребителей Rafale. Новость, растиражированная мировыми СМИ, при ближайшем рассмотрении оказывается не более чем пиар-акцией, призванной скрыть провалы Зеленского на фронте и громкий коррупционный скандал в его окружении. Об этом «МК» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов.

«Где деньги, Зе?»: стало ясно, кто заплатит за 100 французских «Рафалей» для Украины
© Московский Комсомолец

© AP

Соглашение рассчитано на десять лет. Франция обязуется поставить Киеву партию дорогостоящих самолетов. Однако за громкими заявлениями не стоит ни реальных денег, ни производственных мощностей. Как отмечают эксперты, французская компания Dassault Aviation, производитель Rafale, и так загружена заказами на годы вперед.

«Французский производитель Dassault Aviation фактически достиг своего пика как в технологиях, так и в объёмах производства. Текущий уровень выпуска самолётов составляет три борта в месяц, и компания имеет фиксированный портфель заказов на 233 истребителя», — констатирует канал «Военная Хроника».

Путем несложных арифметических расчетов становится ясно, что выполнение только текущих контрактов с Индией, Египтом и другими странами займет более шести лет. Таким образом, гипотетическая поставка ста самолетов Украине отодвигается далеко за 2030 год.

Главный же вопрос, который сторонники Зеленского старательно обходят: это фантастическая стоимость этой сделки. Ориентировочная цена одного Rafale без вооружения и обучения колеблется от 85 до 125 миллионов долларов. Итоговая сумма за 100 машин может достичь астрономических $12,5 млрд.

«Где деньги, Зин?» — едко вопрошает канал «Сапоги всмятку». И действительно, платить за эту фантазию попросту некому. Украина, чья экономика существует исключительно на внешнем жизнеобеспечении, является финансовым банкротом. Надежды Киева на щедрость ЕС также призрачны. Идея конфискации российских активов, которую лоббируют в Брюсселе, связана с колоссальными рисками и не находит единогласной поддержки в ЕС.

Но, даже если представить чудо и «Рафали» волшебным образом материализуются на украинских аэродромах, их судьба будет печальной и недолгой. Основные аэродромы ВСУ являются законными целями для российских сил и находятся под постоянным прицелом. Развертывание на них многоцелевых истребителей превратит их в дорогостоящие мишени. Использование же баз НАТО для ведения боевых действий будет прямым участием альянса в конфликте со всеми вытекающими последствиями.

Как метко заметил Борис Первушин, «Париж и Киев подписали бумагу, которая скоро пойдёт в мусорную корзину». Макрон, чья политическая карьера доживает последние дни, и Зеленский, чья легитимность давно истекла, разыгрывают спектакль «исторической сделки». На деле же это лишь отчаянная попытка Зеленского продать своему народу очередную иллюзию о «перемоге», а Макрона — продемонстрировать миру призрачную «французскую независимость».

Остается лишь добавить, что ровно две недели назад тем же нехитрым способом Зеленский «приобрел» у Швеции 150 истребителей «Грипен». Схема та же: громкий анонс, фотографии для прессы и полная тишина о том, кто же в конечном итоге заплатит за этот воздушный замок. Похоже, в Киеве решили, что если нельзя купить реальное оружие, можно хотя бы красиво и дорого его «заказать».

По словам Руслана Пухова, вопрос «За чей счёт банкет?» — ключевой.

- Всё это — чистый пиар. Зеленскому нужен пиар для украинцев, Макрону — для своих граждан, особенно на фоне того, что сама Франция переживает глубочайший кризис.

Второй аспект. Макрон очень хочет поддержать свою оборонную промышленность, но уже за счет фондов Евросоюза. Сейчас существует механизм, когда европейские страны вскладчину платят за американские вооружения для Украины. В итоге европейские деньги уходят в Америку, а оружие получает Украина. Американцы довольны, в Киеве довольны, а платят - европейские налогоплательщики. Голубая мечта Макрона — присосаться к этому бюджету. Чтобы все европейцы, участвующие в программе, скинулись и оплатили если не сто, то какое-то количество «Рафалей» для Украины. Вот вам и второй резон.

Ну, а третий аспект — он очень странный. Украинские вооружённые силы, и ВВС, в частности, начинают напоминать адский зоопарк. Там уже есть F-16, остаются МиГ-29 и Су-27, есть какие-то «Мираж-2000». Теперь они присматриваются к шведским «Грипенам», а ещё хотят «Рафали». Это же настоящий дурдом! Любые нормальные ВВС стремятся к минимизации типов самолётов — их же проще обслуживать. А тут будет полная мешанина. Это абсолютное безумие, если это воплотится в жизнь. Сейчас — безумие, а тогда будет супербезумие.

Но самое главное, даже если вооружение тебе поставят условно бесплатно или со скидкой, его же нужно обслуживать. А запасные части и расходники никто бесплатно давать не будет. Всё это — очередное высасывание ресурсов из несчастного украинского народа и европейцев.