«Озеро НАТО»: западный адмирал пообещал доминировать над Россией, но забыл про ядерный щит
После вступления Финляндии и Швеции в НАТО Балтийское море фактически стало внутренним морем НАТО. Об этом заявил глава МИД Польши Радослав Сикорский. Мысль не нова: Запад уже давно считает Балтику своей собственностью, недоумевая, что в этом регионе делает Россия. Нюанс в том, что Сикорский призвал к «превентивным действиям» по отношению к России на Балтике. И перефразировал при этом слова 35-го президента США Джона Кеннеди: «Давайте не будем спрашивать только о том, что Москва может сделать с нами. Давайте спросим, что мы можем сделать с Москвой». Действительно, что?

Внес свой вклад в тему в тему и командующий подводными лодками НАТО контр-адмирал США Брет Граббе, который сказал, что НАТО сейчас доминирует над Россией в Балтийском море. Так ли это?Ситуацию прокомментировал в интервью для «МК» военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
— Алексей Петрович, натовцы на самом деле доминируют над Россией на Балтике?
— Единственное их неоспоримое доминирование заключается в протяженности береговой линии, которую контролируют страны, входящие в блок НАТО. Она в разы больше, чем то, что сегодня есть у России (по этой линии Балтика сегодня действительно на 90 процентов — «озеро НАТО». — Авт.). Но военного доминирования — по количеству войск и вооружений — у стран НАТО там нет. В конвенциальном плане они уступают России, а в ядерном не представляют вообще ничего, потому что Россия — ядерная держава, а все они — неядерные.
— Какие «превентивные меры» они могут принять?
— Запад уже давно вынашивает планы блокировать морское, воздушное и даже сухопутное сообщение России с ее анклавом – Калининградской областью. Во всех учениях, которые НАТО проводит в Прибалтике и Польше, отрабатывается один сценарий: якобы Россия нападает на альянс, а потом ее лишают Калининградской области. Это тот камень преткновения, вокруг которого строятся военные планы наших противников.
— А что за планы?
— Например, так называемая «стена дронов», которая якобы будет проходить по границам Польши, Финляндии и стран Прибалтики, программа «Восточный страж», согласно которой эти страны должны быть плацдармом для размещения там сил для противодействия проникновению в их воздушное пространство неких нарушителей с территории России. Еще задолго до начала СВО на Западе обсуждался вопрос, что если Украина не справится со своей ролью, то следующий удар России придется на Прибалтику и Польшу. Прибалты и поляки неплохо на этом зарабатывали — как «авангард, противостоящий агрессии России». Но с января 2026 года эти страны, скорее всего, лишатся финансовой поддержки США. И поэтому сейчас им нужно решать вопрос, как продолжить свое существование.
— И как?
— Главный их вдохновитель — это Великобритания: она хочет спровоцировать конфликт, который привел бы к прямому столкновению России и США. На Украине не получается — значит, будут доводить ситуацию до белого каления на Балтике. А прибалты и поляки берут под козырек на те указания, которые они получают из Лондона.
— Насколько повредят нам их «превентивные меры»?
— Это действия на грани «казус белли», на которые будет вынуждена реагировать Россия (от латинского casus belli — «повод к войне», то есть ситуация, событие, которое служит формальным основанием или предлогом для объявления войны или начала военных действий. — Авт.).
— Например — что они могут нам перекрыть на Балтике?
— К примеру, Финский залив.
— А как? Перекроют его кораблями?
— После вступления Финляндии в НАТО там осталась очень узкая полоса нейтральных вод. Перекрыть этот коридор можно не кораблями, а минными заграждениями — поставив морские мины.
— Разве допускается устанавливать мины в нейтральных водах?
— Морская конвенция, конечно же, запрещает это делать. Но Прибалтика, Польша и их кураторы уже давно наплевали на все международные законы. Попытки останавливать на Балтике гражданские суда, идущие в нейтральных водах, под какими-то надуманными предлогами — это уже было жесткое нарушение Морской конвенции.
— Мины установят — и что мы тогда будем делать?
— Понятно, что у нас есть минные тральщики. Но мы узнаем, что мины установлены, когда произойдет какое-нибудь ЧП. Или эти страны официально объявят о том, что они перекрывают Финский залив.
— И что дальше?
— Дальше Россия будет действовать согласно нашей оборонной доктрине — потому что это будет расценено как стратегический ущерб нашему государству, равнозначный военному вторжению.
— То есть установка мин станет объявлением войны?
— Да. Но есть нюанс: Вашингтон уже дал понять, что в этом случае 5-я статья Устава НАТО задействована не будет — потому что это будет не война НАТО против России, а война прибалтийских стран и Польши против России, и расплачиваться за это они будут, конечно же, сами, а НАТО может оказать им военную помощь в виде поставок вооружений и военной техники.