В среду, 12 ноября в воздушном пространстве Эстонии прошли учения боевой авиации стран НАТО. Участниками маневров стали американские стратегические бомбардировщики В-52.
Они, по всей видимости, вылетели с авиационных баз в Великобритании. С недавних пор Пентагон возобновил присутствие своих «стратегов» на территории Мутного Альбиона. Эти машины предполагается использовать в случае обострения ситуации на Ближнем Востоке, для ударов по Ирану и сдерживания России.
В ходе нынешних учений «Стратофортрессы» американских ВВС сопровождались британскими истребителями «Тайфун» и летающими танкерами «Вояджер». После выполнения учебно-боевых задач совместная авиационная группа покинула небо Прибалтики.
В российских СМИ и телеграм-каналах сразу заговорили об отработке экипажами В-52 ударов по Калининграду. Долгое время это была типовая задача для американских стратегических бомбардировщиков.
Причем помимо пусков крылатых ракет, «стратеги» ВВС США еще и выполняли учебную массированную постановку морских мин. Речь идет об изделиях QS-ER (Quickstrike-Extended Range), что дословно переводится как «Быстрый удар-увеличенная дальность».
По сути это обычная авиационная мина, только оснащенная системой JDAM. За счет этого QS-ER можно сбрасывать с расстояния в несколько десятков километров от мест постановки. Причем на морское дно они лягут точно в заданных точках. Правда, тренировки выполнялись в форме электронного запуска – без реального сброса «адских машин».
Главной целью нынешних минных маневров был Калининград. Но несколько раз американские стратегические бомбардировщики проделывали аналогичные фокусы и против Петербурга с близлежащими портами. Причем, в балтийских учениях действовали не только В-52, но и сверхзвуковые «костяшки» - бомбардировщики В-1В.
Но сейчас и «Калининградская активность» была на втором плане. Теперь «стратеги» американских ВВС отрабатывают новые направления своего применения по территории России.
Причем эти тренировки совпали с началом испытаний ракеты AGM-181 LRSO Long Range Stand Off, дословно – «ракета большой дальности». Недавно на профильных авиационных информационных ресурсах появились фотографии новинки.
Несколько КР были подвешены на специальные пилоны под крылом бомбардировщика В-52. И тут примечательно, что испытательный борт нес специальные обозначения. По еще действующему договору СНВ-3 таким образом маркируются самолеты, которые участвуют в испытаниях ядерного оружия или его носителей.
Позже подтвердилась информация, что Пентагон изменил планы по производству AGM-181. Ранее предполагалось, что новинка будет в двух вариантах: с обычной и ядерной боевой частью. Но теперь стало известно, что LRSO планируется только со спецБЧ.
Стратегия меняет географию
В годы Холодной войны у американской стратегической авиации было только одно направление – удары вглубь территории СССР через Северный полюс. Советский Союза готовился к отражению таких ударов. В частности, на вооружение были приняты уникальные барражирующие перехватчики Ту-128. Машина, по сути, была истребителем, но по габаритам равнялась пассажирскому Ту-134.
По мере усиления ПВО на советском Севере урезались и задачи «бомберов». Теперь уже о налетах на Москву и центральные регионы речь не шла. Объектами атак становились Урал, Сибирь и т.д.
Ситуация несколько поменялась с того момента, как в 1980-е годы на вооружение ВВС США поступили авиационные крылатые ракеты. Теперь вторым направлением ударов по Советскому Союзу стал северо-запад. Взлетающие с аэродромов Великобритании «стратеги» пускали свои ракеты в районе Норвегии. Оттуда «крылатки» доставали и до Ленинграда, и до Москвы, да и в целом накрывали Центральны промышленный район.
С 2014 г. ВВС США начали отрабатывать задачи по блокаде Калининграда. Также, судя по всему, тестировались пуски крылатых ракет по территории России не только из акватории Балтийского моря, но и стран Европы.
У РФ не было стратегического щита из стран Варшавского договора. Но между тем оставался барьер из Белоруссии и тогда еще нейтральной Финляндии. Да и в воздушном пространстве недружественной Украины, российские ПВО вполне свободно могли отслеживать как самолеты-ракетоносцы, так и запуски ракет.
Но, как известно, в 2022-м в Хельсинки решили примкнуть к НАТО. И теперь финское воздушное пространство стало крайне удобным плацдармом для возможного ракетного нападения на Россию.
Проблема даже не в том, что из неба Финляндии американские крылатые ракеты будут иметь минимальное подлетное время до Петербурга и российских стратегических баз в Северодвинске и Североморске. Дальности КР хватит, чтобы через Карелию и далее на север с резким поворотом на юг обойти позиции ПВО и ПРО России, прикрывающие Москву и Центральный экономический район, и ударить сразу с нескольких направлений.
Вечером 12 ноября испанские ресурсы опубликовали информацию, что в учениях приняли участие две группы В-52. Первая, вылетевшая из Великобритании, отработала задачи в небе над странами Прибалтики.
Но одновременно с «британскими» «Стратофортрессами» работали и В-52, которые были недавно развернуты в Испании на авиабазе Морон. «Испанцы» тренировались как раз в воздушном пространстве Финляндии под прикрытием F-18 местных ВВС.
Причем, эстонская и финская группы «бомберов» действовали сообща, по единому замыслу.
Арсенал Трампа
Ракета AGM-181 – система вооружения, работу по которой инициировал лично Дональд Трамп. Справедливости ради надо сказать, что сам проект с индексом LRSO существовал с начала 2010-х. Но работы по нему даже не начинались. По сути, он находился в стадии выработки концепции.
Но с приходом к власти Трампа проект реанимировали, хорошо профинансировали и провели конкурс. В августе 2017-го Пентагон выдал контракты «Локхиду» и «Рейтеону» на разработку проекта новой КР со сроком сдачи в 2022 году. Тогда ВВС США и должны были выбрать победителя.
Правда, соревнование между военно-промышленными корпорациями продлилось недолго. В 2020-м победителем стал «Рейтеон». И с июля следующего года фирма получила контракт на разработку, испытания и серийный выпуск изделия под индексом AGM-181.
Испытания новой «крылатки» начались в декабре 2022-го. Были проведены первые сбросы с борта В-52.
При администрации Джо Байдена проект КР несколько раз урезали. Тогда и появилась идея превратить новинку в авиационное средство поражения с обычной боевой частью.
Но с избранием Дональда Трампа на второй срок работы по AGM-181 ускорились. Также окончательно было принято решение отказаться от КР в неядерном исполнении. LRSO должна нести только специальную боевую часть W80-4.
Правда, с последней есть серьезные затруднения. Формально новая ЯБЧ создается на базе семейства боеголовок W80, которыми до этого оснащались все американские крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ). А по сути «четверка» – это принципиально-новое изделие. В ней заложена система переключения могущества боеприпаса. Такая же была заложена в W80-0 и W80-1 и позволяла переключать показатели от 5 до 150 килотонн.
Но в «четверке» эти показатели, по всей видимости, будут аналогичны бомбе В61-13 – то есть от 10 до 340 килотонн. Такие показатели как раз хорошо вписываются в замысел Стратегической многосферной операции.
Такой переход потребует создания боеприпаса фактически с нуля. Наработки по старым моделям W80 тут не подходят. Вообще, первоначально планировалось, что в W80-4 будут переделывать «единички». Но сейчас речь идет о том, что из предшественниц будут извлекать только заряды плутония.
Сочетание В-52 с AGM-181 и воздушного пространства Финляндии создает серьезную угрозу национальной безопасности России. С учетом того, что противник рассчитывает иметь в арсенале к 2030 г. более тысячи LRSO, он может планировать массированный ракетно-ядерный удар, который охватит всю центральную часть России.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, - в военном обозрении «Свободной Прессы».