Призывать или нет: в Германии продолжаются споры о новом законе о военной службе
Правящая коалиция в немецком бундестаге на этой неделе намерена согласовать новый проект закона о военной службе. Глава минобороны Борис Писториус сообщил, что обсуждение находится "на финишной прямой". По словам председателя комитета бундестага по обороне Томаса Рёвенкампфа, депутатам осталось "лишь уточнить некоторые детали".
Однако ясности о том, будет ли возвращен в Германии обязательный призыв, и если да, то в какой форме, до сих пор нет. В середине октября этот вопрос расколол правящую коалицию: многие социал-демократы, включая и министра Писториуса, отказались поддержать предложение консерваторов из "канцлерского" блока ХДС/ХСС о введении призыва по жребию. Законопроект тогда все же обсудили в первом чтении, так как он был внесен в повестку, но затем отправили на серьезную доработку и повторное согласование.
Причины отказа у социал-демократов были разные. Большинство, и особенно представители молодежного крыла партии, выступают принципиально против обязательной военной службы. Те, кто хотели бы вернуть призыв, в партии тоже есть, в том числе Писториус, но они вынуждены, по меньшей мере, учитывать мнение большинства. Подготовленный министерством обороны законопроект изначально предполагал лишь всеобщий учет и обследование потенциальных призывников, а возвращение призыва - только в случае необходимости. Немецкие военные, которые пока не готовы принять массовое пополнение, эту идею поддержали, согласившись, что начинать надо именно с возобновления воинского учета, который в Германии уже давно не ведется.
Противники обязательной военной службы, однако, усмотрели в этом явную "лазейку" и подготовку к возвращению призыва. Сторонники же, напротив, сочли предложения военного ведомства недостаточными. "Если мы серьезно относимся к нашей обороноспособности, то без всеобщей воинской повинности не обойтись", - считает представляющий ХДС/ХСС глава парламентского оборонного комитета Рёвенкампф. Он указывает на то, что "мало просто знать, кто годен к службе", а нужно начинать призывать, пусть даже избирательно, по жребию. Такого же мнения придерживаются и другие консерваторы.
Дискуссии о возможном возвращении призыва раскололи и общество. Значительная часть немцев, особенно представители молодого поколения, которые и должны будут отправиться на службу, идею категорически отвергают. "Молодые люди ничего не должны только потому, что они молоды", - говорит в интервью изданию RND председатель Федерального молодежного совета Германии Daniela Broda. Помимо просто нежелания служить и непонимания смысла военной службы, среди немецкой молодежи также распространен идейный пацифизм, основанный на левых политических идеях и выливающийся в активный протест - в виде, например, участия в антивоенных демонстрациях. Одна из таких протестных акций как раз проходила перед зданием немецкого парламента во время первого чтения законопроекта.
Другая часть немцев, не только старшее поколение, но и те, то всерьез верит в военную угрозу Германии, считают призыв необходимым. Политики и эксперты, в свою очередь, активно подогревают страхи, уверяя, что без всеобщей воинской повинности бундесвер будет небоеспособен. "Мы можем верить в хорошее, но должны готовиться к плохому", - утверждал на прошедших в понедельник экспертных слушаниях в оборонном комитете бундестага глава ассоциации немецких военнослужащих Андре Вюстнер. Еще один участник этих слушаний, историк Зёнке Найтцель, требовал решительности и критиковал текущие дискуссии как "демонстрирующие колебания и промедление". Накануне Найтцель в интервью газете Hаndelsblatt заявил, что тормозящие возвращение призыва социал-демократы представляют собой риск для безопасности Германии, а законопроект о военной службе назвал "типичным для демократии компромиссом".
Впрочем, реальная причина, по которой в Берлине столь многие хотят вернуть призыв, связана прежде всего с обязательствами, которые Германия взяла на себя перед НАТО. Бундесвер еще в середине прошлого десятилетия пообещал увеличить свою численность и предоставить альянсу новые подразделения, но выполнить эти обязательства удалось лишь частично, и то с большим трудом. Добровольно идти на военную службу молодые немцы не хотят, как бы министерство обороны ни старалось их туда заманить. Между тем в этом году НАТО потребовал от Германии предоставить дополнительно еще несколько десятков тысяч солдат: после саммита альянса в Гааге Писториус говорил, что численность бундесвера необходимо нарастить с сегодняшних 180 до 260 тысяч человек. При тех темпах роста, какие были у немецкой армии в последние десять лет, сделать это не удастся даже к середине столетия. Поэтому неудивительно, что в ход пошли те или иные варианты обязательного призыва.