Рамблер
Все новости
Личный опытНовости путешествийРынкиЛюдиИсторииБезумный мирБиатлонВ миреПриродаПрофессииПорядокЗОЖВоспитаниеЧто делать, еслиГаджетыМузыкаФинансовая грамотностьФильмы и сериалыНовости МосквыСтиль жизниНоутбуки и ПКГосуслугиПитомцыБолезниОтношенияКиноКредитыОтдых в РоссииФутболПолитикаПомощьСемейный бюджетИнструкцииЗдоровое питаниеТрудовое правоСериалыСофтВкладыОтдых за границейХоккейОбществоГероиЦифрыБезопасностьРемонт и стройкаБеременностьКнигиИнвестицииЛекарстваПоиск работыЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытНаучпопКрасотаМалышиТеатрыВыгодаПродуктивностьМебель и декорБокс/MMAНаука и техникаЗаконыДача и садПсихологияОбразованиеВыставки и музеиШкольникиКарты и платежиАвтоспортПсихологияШоу-бизнесЗащитаДетское здоровьеПрогулкиКарьерный ростБытовая техникаТеннисВоенные новостиХоббиРецептыЭкономикаБаскетболТрендыИгрыАналитикаТуризмКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиБиатлон/ЛыжиДом и садШахматыЛетние виды спортаЗимние виды спортаВолейболОколо спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Точка доступа: связисты группировки «Север» рассказали о работе на передовой

Получить разведданные, скорректировать огонь артиллерии, провести штурм, запросить боекомплект и провизию - всё это невозможно без этих специалистов. «Ослепнут» командиры и орудия, не придёт подкрепление, нарушится управление войсками. Военные связисты – те самые незримые герои, о которых не часто услышишь в сводках новостей с фронта. Связисты 22-го мотострелкового полка группировки «Север» рассказали корреспонденту «МК» о работе на переднем крае и в прифронтовой зоне.

© Руслан Сергеев

Наш военный внедорожник везет нас на позиции 22-го мотострелкового полка, чьи бойцы бьются в курском приграничье с августа 2024 года. На подъезде встречает замкомбата по военно-политической работе, провожает в блиндаж, угощает горячим чаем с конфетами. Сегодня у парней из взвода связи профессиональный праздник: от плиты доносится запах свежесваренного в турке кофе, на столе подготовленные «замполитом» торт и сладости, а еще характерная коробочка, в которой обычно ждут своего часа госнаграды.

— Сейчас вручать будем медаль «За отвагу» бойцу, дошла до героя еще за курские события, будете снимать?

— Конечно, герои у нас всегда в почете.

Боец с позывным «Мамай» получил госнаграду за успешные штурмовые действия в селе Горналь – это последний населенный пункт, находившийся под контролем ВСУ в Курской области. Штурму самого села предшествовало освобождение расположенного по соседству Свято-Николаевского Белогорского монастыря. Боевики превратили христианскую святыню в крепость, но стремительное продвижение наших войск сломить не смогли.

— Выполнили задачу по освобождению и благополучно вернулись домой, в пункт временной дислокации, — улыбаясь, говорит «Мамай», на груди которого теперь красуется медаль «За отвагу». — Очень было сложно зайти, удержать его, много было «птичек», обстрелов, повсюду были разбросаны мины-«лепестки». Но несмотря ни на что наше подразделение справилось.

Захватив вражеские позиции, штурмовая группа 22-го полка удерживала их в течение месяца до подхода основных сил. Противник шел в накаты, пытаясь «вернуть» село, но выбить мотострелков уже не мог. 30 дней «Мамай» с товарищами сдерживали врага и вышли из боя без потерь, будто бы их вело само Провидение. Стяг Спаса Нерукотворного и сейчас за плечами бойцов полка – сопровождает при каждом штурме.

© Руслан Сергеев

— А что мотивировало тебя и парней все эти дни?

— Ну, как… Нужно освободить русскую землю и идти дальше, чтобы освободить русский народ от этого укрофашизма, который на Украине распространяется...

Попрощавшись с «Мамаем», знакомлюсь с начальником связи батальона. Вообще, официальная должность «Джека» (это его позывной) называется «командир взвода связи», что не меняет сути. Он и горстка его ребят – всё что связывает рассредоточенные подразделения батальона с командованием полка.

— Сейчас на нашей машине проедем быстро по точкам, проверим, я там на месте всё расскажу, — так и не прикоснувшись к сладостям за праздничным столом, торопит взводный.

Понять его можно. Первым делом – служба, а торт подождет. Здесь, в Суджанском районе, враг то и дело пытается нарушить коммуникации, нанося удары дронами-камикадзе. Починить атакованный ВСУ ретранслятор – обычная рутина для связистов. Вот и сейчас останавливаемся у вышки связи, которую на днях пытался атаковать противник. 

— Вообще повреждений не зафиксировано. Работа плановая. Для этого надо будет подняться на вышку и проверить оборудование на целостность, — поясняет перед подъемом один из связистов.

Забраться надо на 220 метров (!) от земли, но подъём наверх не пугает. Куда страшнее оставить товарищей без коммуникации. Связь неспроста называют нервами армии. Своевременно переданная информация – залог успеха в бою.

— За небом повнимательнее! — тем временем напутствует «Джек», успевший вооружиться антидроновым ружьем.

В работе военных связистов всегда есть место подвигу. Когда специалист поднимается на вышку, чтобы установить или восстановить после удара вражеских беспилотников антенны, ретрансляторы, поменять аккумуляторы – он как на ладони у оператора дрона противника. Враг старается всячески помешать работе, не жалея беспилотников. Поэтому тех, кто трудится в небе, прикрывают с земли.

— Воздух – это наше всё. Ребята работают высоковато, и там уже никто им не поможет, если что-то прилетит, — объясняет мне начальник радиостанции с позывным «Лисниц».

В руках у бойца гладкоствольная «Сайга», при умелом обращении – очень эффективное средство борьбы с FPV-дронами. «Лисниц» подписал контракт год назад. На гражданке увлекался охотой. На фронте навыки пригодились. Стрелку по силам сбить вражеский беспилотник с 70 метров.

© Руслан Сергеев

— Лучший вариант, который присутствует, – это классические старые добрые дробовые патроны. Желательно ещё и дробь «троечку». С этой уже можно работать смело, — показывает мне магазин с патронами связист. (Забегая вперед, скажу, что подтверждение этих слов ждать себя не заставило.)

Во время работы на вышке «Лисниц» и его командир «Джек» на время становятся этаким подвижным постом воздушного наблюдения. Пока я общался с начальником радиостанции, командир взвода следил за небом через прицел футуристического противодронового ружья.

— И как, работает эта штука из «Звездных войн»?

— Да, и очень эффективно. Проверено на деле в Сумской области, в населенном пункте Локня. Остановил птичку. После этого, конечно, по нам отработали, миномет бил, по-моему. Зато знаю – это рабочий аппарат.

—То есть при воздействии на той же частоте подавляет картинку с дрона?

— Да, «птичка» зависает на месте, и в этот момент можно расстреливать ее смело прицельным огнем. Всё просто.

Конечно, на практике далеко не все так просто. Небо в приграничье «грязное». Противник закидывает FPV-дроны далеко от линии боевого соприкосновения, благодаря так называемым «маткам» – большим беспилотникам-«крыльям», на которых закреплены до шести откалиброванных дронов-камикадзе. 

Нападение такой «стаи» отбить не так просто. Поэтому если вражеский дрон-разведчик летит высоко по своим делам – его никто не трогает. В бой вступают только при угрозе жизни личного состава. В этот раз обошлось без прилетов и стрелкотни.

Убедившись в бесперебойной работе средств связи, садимся в командирский пикап и быстро покидаем место. Всю дорогу связисты «колдуют» с радейкой — рацией - и ноутбуком. Их задача не только передача информации, но и её сохранность.

— Задаём ключи и частоты. Ключи шифруем. Шифрование происходит, —объясняет мне «Джек». — И всегда меняем частоты. Это ежедневная работа.

Прослушать эти радиостанции теперь невозможно. Скоро они окажутся у штурмовиков, артиллеристов и других бойцов батальона. Обычные «радейки» по сути расходники. А работа подразделения «Джека» помогает избежать утечке информации в случае, если рации попадут в руки врага.

Ценность связистов ВСУ знают. Пытаются подловить парней, устраивают засады – повреждают антенны, а в небе висит «ударник» - ударный беспилотник.

— Ждёт, когда полезет связист чинить. Контролирует. В тот момент очень сложно приходится. Но рано или поздно заряд у него все равно закончится, и он ударит в никуда. И нужно словить это «окошечко», пока новый не прилетел, — рассказывает о недавно произошедшем случае в населенном пункте Басовка «Джек». — Засекали, бывает, что им шести минут хватает, а за это время не залезешь на самый верх вышки. Но ко всему привыкаешь, ты его уже не боишься, наблюдаешь и работаешь.

Связисты идут вслед за штурмовиками, работают на переднем крае. Так же перебегают «открытки» - открытые участки местности, укрываясь от вражеских дронов, так же работают под огнем вэсэушных минометов и тяжелой арты. Следят за линиями и узлами связи, устраняют неполадки. Делают всё, чтобы не нарушилась «цепочка» и чтобы подразделения не остались без управления. Работа с расчетами беспилотчиков, корректировка огня артиллерии – все это было бы невозможно без устойчивой связи.

© Руслан Сергеев

— При выходе из строя одного вида связи мы сразу переходим на другой, — уже в пункте временной дислокации на прощание поясняет азы специализации начальник связи батальона. — А вот для того, чтобы аппаратуру не приходилось часто восстанавливать, маскируем ее под местность, вплоть до того, что под цвет конструкций, на которых она размещается. Если время позволяет, устанавливаем ложные антенны и ретрансляторы. Противник тратит на них дроны, а мы выигрываем время в этом противостоянии связистов и операторов беспилотников противника.

Побеждают в этом противостоянии связисты и далеко от фронта, в так называемом тыловом районе. Вслед за нашим УАЗ «Патриот» «Джек» и его команда следуют в сторону Рыльска. В какой-то момент мы отрываемся и теряем связистов из виду. Через пару минут раздается звонок.

— Парни, видели там «буханочка» серая ехала, вы ее обогнали? Так за ней «хохлокрыло» погналось, хорошо, мы вслед ехали, — эмоционально рассказывает взводный. — В общем, «Лисниц» его из карабина своего только что завалил. Снять даже успели, я вам сейчас видео пришлю.

С появлением сети открываем видеофайл. На кадрах большое украинское «крыло» пытается догнать гражданский автомобиль. А за ним, в свою очередь, гонятся связисты. Что-то кричат на ходу стреляющему по движущейся цели начальнику радиостанции. Не долетев до «буханки» буквально пару метров, беспилотник заваливается и камнем падает на землю. Синяя изолента и обломки – всё, что осталось после точного попадания.

Бойцы 22-го полка в числе других подразделений «северян» выбили врага из Курской области и сейчас формируют буферную зону в Сумской. Вскрывают и уничтожают пехоту, опорные пункты и огневые точки противника. Связь не подводит. Доказательства наглядные. Чуть больше месяца назад в список побед мотострелков добавилось освобождение Юнаковки – села, служившего главным перевалочным пунктом боевиков в Сумской области.