Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

"РГ" выяснила, что в ходе СВО ушло с фронта, а что прошло проверку временем

Проводимая российскими группировками войск спецоперация во многом уникальна. Этот факт не оспаривается никем. Многое из того, что применяется сейчас в ходе боевых действий, используется впервые. И это касается не только дронов, но и тактики, вооружения, техники. "Российская газета" решила вспомнить, что ушло с фронтовых территорий в ходе СВО, и во многих случаях - безвозвратно; что там впервые оказалось и теперь, похоже, будет применяться всеми армиями ведущих стран мира, а что прошло проверку временем и применялось как десятилетия назад, так и сейчас.

Потеряло актуальность

Здесь в первую очередь надо вспомнить о том, как ранее велись атаки. Бронеколонны техники выдвигались к позициям противника, продавливая своей мощью его заграждения. Затем бойцы спешивались и начинали штурм. В первые дни спецоперации конфликтующие стороны "по старинке" еще пользовались таким способом. Но после нескольких ощутимых потерь, когда бронеколонну противник накрывал огнем артиллерии, минометов и ударных дронов, от него полностью отказались.

ВСУ этот тяжелый урок для себя усвоили при так называемом контрнаступлении в Запорожской области. Тогда они почему-то доверились "натовским стратегам" и решили, что смогут продавить нашу оборону. Закончилось же это все сотнями сожженных танков, бронетранспортеров, БМП и других бронированных машин.

В настоящее время ни одна из сторон не использует бронетехнику для лобовых атак. Танки и БМП используются в основном как дальнобойная артиллерия, ведущая стрельбу с закрытых позиций. На "отрытку", а тем более в виде колонн впредь никто не выезжает, понимая, что это самоубийственно. Разведывательные дроны тут же обнаружат технику, и она будет уничтожена.

Из тех же соображений исчезли построения личного состава. Раньше без них сложно было представить армейский распорядок дня. Но после того, как российскими высокоточными ударами были накрыты несколько построений ВСУ глубоко в их тылу, от такой практики было решено отказаться. Российские военные тоже не рискуют и личный состав не выводят на плац.

Следующий почти исчезнувший элемент касается воздушных боев. Но это связано с тем, что у ВСУ по сути не осталось боевых самолетов и вертолетов, которые смогли бы в них участвовать. Американские же истребители F-16 берегутся противником и применяются только в качестве средства противоракетной и противовоздушной обороны. К линии боевого соприкосновения их не подпускают сейчас даже близко.

Правда, сам термин "воздушный бой" не исчез. Теперь в небе в ловкости управления и тарана состязаются беспилотники. Вернее операторы, управляющие ими.

Наконец, в зоне СВО потеряли актуальность парашюты. Об этом военкору "РГ" Алексею Колесникову недавно рассказал командир одного из подразделения ВДВ. Десантирование под куполом в нынешних условиях совсем небезопасно, поэтому парашюты пылятся на армейских складах.

Впервые в "строю"

Изначально, что здесь приходит на ум, это, конечно, дроны. Их стало так много, что эксперты называют текущий конфликт войной дронов. Украинские военные делают ставку на гексакоптеры "Баба-яга". Эти сельскохозяйственные дроны, созданные для орошения полей, приспособили нести десятки, а иногда и более сотни килограммов взрывчатки. "Корявые" вылетают ночью и очень опасны. Но, благо, наши военные уже научились их сбивать как стрелковым оружием, в том числе из снайперских винтовок, так и с помощью зенитного вооружения. Кроме того, в зоне СВО стали применять дроны-перехватчики. Они будучи мелкими и юркими в полете настигают более масштабные дроны-камикадзе и таранят их.

Российские войска при атаке военных и энергетических объектов Украины стали впервые использовать дроны "Герань". Они отличаются высокой точностью и защищенностью от средств РЭБ и ПВО.

Кроме того, наши войска впервые стали применять в этом конфликте барражирующие боеприпасы "Ланцет" и "КУБ". Эти дроны-камикадзе позволяют обнаруживать цели и наносить удары по позициям, в том числе укрепленным, находящимся вне прямой видимости. Им не нужна поддержка ни с воздуха, ни артиллерии. Большим плюсом является возможность прекратить атаку в случае необходимости и вернуться на базу. Такой функции, естественно, нет ни у артиллерийских снарядов, ни у ракет.

Но есть и недостатки. Во-первых, нужна привязка к радиоканалу управления, который может быть подавлен системами радиоэлектронной борьбы. Во-вторых, это наведение на цель благодаря оптикоэлектронике, что также обусловливает определенную уязвимость.

А вот оптоволоконные дроны, впервые примененные нашими военными в Курской области, таких недостатков лишены. Их неуязвимость стала неприятным сюрпризом для ВСУ.

Из технических новинок, пришедших на фронт надолго, можно вспомнить и РЭБ-рюкзаки. Ранее систему можно было возить только на транспорте из-за большого веса - под 40 кг. Теперь же вместо одного комплекса РЭБ, который гасит все частоты, умельцы делают несколько модулей, каждый из которых излучает на одной частоте. Модули-рюкзаки раздают бойцам, в результате обеспечивается полная купольная защита.

Еще одна новинка - антидроновые пончо. Разведчики и штурмовики, надевая такие накидки, становятся невидимыми для разведывательных беспилотников, поскольку пончо скрывает их тепловую сигнатуру. Несколько последних успешных штурмов с последующим выбиванием подразделений ВСУ из сел и поселков было проведено по ночам именно благодаря таким пончо.

Если говорить о транспортных средствах, то зону СВО наводнили багги, квадроциклы и мотоциклы, причем как кроссовые для бездорожья, так и электрические, работающие почти бесшумно. Такая техника применяется как для боевых выездов, так и для подвоза провианта, воды, медикаментов и боеприпасов на позиции.

Зону СВО наводнили багги, квадроциклы и мотоциклы, причем как кроссовые для бездорожья, так и электрические, работающие бесшумно

Схожие задачи выполняют и наземные роботизированные платформы. Они могут быть как доставщиками, так и эвакуировать раненого. Также роботы ведут боевые действия, на них крепится, допустим, пулемет, и оператор из блиндажа может вести удаленно огонь.

Не так давно российские военные впервые успешно применили безэкипажный катер. Средний разведывательный корабль ВМС Украины "Симферополь" пошел на дно в устье реки Дунай, после того как в него врезался наш БЭК. Украинские военные тоже часто применяют БЭК. В основном они бьют с их помощью по российским черноморским городам, в частности, Новороссийску и Сочи. Но в последнее время наши силы научились топить их, не давая приблизиться к побережью.

Много нововведений связано с защитой от дронов. Технику со всех сторон укрепляют бронеплитами, "мангалами", цепями. Танки и БМП приобретают после этого необычный вид, как в фильмах про "Безумного Макса".

Пехотинцам для защиты от дронов все чаще выдают специально разработанные патроны. Обычной пулей попасть в "птичку" не так легко, поэтому новый патрон состоит из дроби. И шансы сбить дрон значительно увеличиваются.

Применять в зоне СВО стали также впервые РЭБ-ружья. Они гасят частоты, на которых управляются беспилотники. Для безопасного проезда техники военные стали строить из сеток антидроновые тоннели.

В 2020 году была принята на вооружение инженерная система дистанционного минирования "Земледелие". Она доставила очень много хлопот ВСУ. Противник не раз жаловался, что не знает, как ей противостоять. ВСУ же стали применять дистанционное минирование с помощью "обманок", маскируя мины под бревна, камни, пучки соломы и различные бытовые предметы. От этого, к сожалению, чаще страдают и погибают мирные жители.

Что касается тактики, то она поменялась в корне. Теперь наступательные действия ведут не подразделения, а боевые двойки и тройки. Они просачиваются на позиции врага, потом закрепляются там и ждут подкрепление.

Проверено временем

А эти вооружения применялись и в предыдущие конфликты, и сейчас. Реактивные системы залпового огня "Ураган", "Град" и "Смерч". Вертолеты Ми‑28 и Ка‑52. Самолеты МиГ‑29, Су-34 и Су‑25. Пулеметы "Корд" и "Утес", гранатометы АГС‑17. Зенитные установки "Шилка", "Панцирь" и "Тунгуска". Самоходные артустановки "Гиацинт", "Акация", миномет "Тюльпан". И, конечно, не стареющие, а постоянно модернизируемые автоматы "Калашникова". Кроме того, точно не потеряла актуальность боевая работа снайперов. Винтовки, конечно, усовершенствуются, но задачи остаются прежними - точный выстрел по важной цели на удалении.