«Наступление обороной»: раскрылось, как будет устроена «Стена дронов» НАТО
Еврокомиссия скорректировала первоначальные планы по созданию противодронового барьера на восточных рубежах ЕС, распространив инициативу на весь Европейский союз. Как сообщает Reuters со ссылкой на анонимных европейских чиновников, решение пересмотрели после того, как ряд стран НАТО выразили скепсис, заявив, что чувствуют себя «обделенными» в вопросах защиты от угроз, связанных с беспилотниками. Военный консультант Антон Трутце рассказал «МК», почему создание «стены дронов» может стать новой военной революцией, и как России подготовиться к новейшей концепции ведения войны.

«Мы должны сделать еще больше, чтобы защитить Альянс от этих новых угроз», - сообщил генеральный секретарь альянса Марк Рютте перед встречей министров обороны стран НАТО в Брюсселе.
Он так же заявил, что НАТО отвечает за военные аспекты проекта, в то время как ЕС предоставляет финансовую поддержку и использует возможности внутреннего рынка.
Обновленное предложение, получившее название «Европейская инициатива по защите от беспилотных летательных аппаратов», будет включено в «дорожную карту готовности к обороне», которую исполнительный орган ЕС намерен представить в четверг, 16 октября.
Изначально идею «стены дронов» озвучила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в ответ на инцидент с вторжением около 20 беспилотников в воздушное пространство Польши в прошлом месяце. По замыслу авторов, проект должен был создать сеть датчиков, систем радиоэлектронной борьбы и оружия для нейтрализации дронов на всем протяжении восточной границы - от стран Балтии до Черного моря. Хотя восточноевропейские государства горячо поддержали эту идею, она столкнулась с критикой со стороны других государств, расположенных на юге и западе континента, что и побудило Брюссель к пересмотру планов.
О намерении расширить географию проекта намекнул и еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс, выступая на конференции в Брюсселе.
«Мы предлагаем европейскую стену для беспилотников... Европейскую инициативу по защите от беспилотников, сеть по борьбе с беспилотниками для защиты всей Европы», — заявил он.
Как считает Антон Трутце, «Стена дронов» это не просто оружие - это целая концепция, которая предусматривает выстраивание многослойной расширяемой системы обороны от дронов.
- Стало понятно, что дроны из-за своей дешевизны могут быть хорошим средством пробития традиционной системы ПВО. Каждый дрон стоит очень мало, по сравнению со средствами его уничтожения. В результате получается значительный дисбаланс в стоимости. То есть система ПВО, способная отразить налет сотен дронов, включая затраченные ресурсы, стоит значительно дороже, чем сама угроза.
Концепция системы противодроновой обороны - «Стена дронов» - подразумевает создание многослойной системы обороны вдоль границы Европы, в первую очередь, восточной, но уже обсуждается и северная граница. Это многослойная система, которая будет отслеживать дроны с помощью разнообразных средств обнаружения воздушных и наземных целей. Это радиолокационные станции, средства радиоэлектронной разведки, инфракрасные, оптические и другие сенсоры.
Следующий слой — это дроны-перехватчики, которые осуществляют уничтожение целей тараном или иным способом. Далее — средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые осуществляют радиоэлектронное подавление тех дронов, которые прорвались через предыдущие рубежи обороны.
В эту систему также планируется интегрировать и традиционные средства ПВО — зенитные ракетные комплексы, наземные радиолокационные станции и средства РЭБ.
Пока система существует в основном на концептуальном уровне. Но уже понятно, что она подразумевает в первую очередь выстраивание единых интерфейсов взаимодействия между ее различными элементами и легкое интегрирование новых систем и компонентов на основе единых протоколов.
- С какой целью система создается?
- Она позиционируется, как средство отражения массовых налетов наших дронов. Не очень понятно, зачем нам налетать на Европу, но, известно, у них сейчас русофобия — общий тренд.
На самом деле, данная система представляется мне системой контроля информационной обстановки и обстановки в воздухе и на земле, которая должна простираться в глубину, я предполагаю, на сотни километров, и по фронту на тысячи километров. И здесь в голову приходит концепция, сформулированная американцами достаточно давно — так называемые «зоны ограничения доступа» (Anti-Access/Area Denial, или A2/AD).
Традиционно, еще до нашей СВО, они сформулировали эту концепцию: это зоны, где резко затрудняется действие сил противника за счет воздействия на них таким оружием, как дальнобойные зенитные и противокорабельные ракеты, подводные лодки, мины и так далее. То есть, это зона, в которой силы одной из сторон не присутствуют постоянно, но крайне затрудняют даже временное действие сил другой стороны.
Разумеется, концепция A2/AD не только оборонительная, но и наступательная. Потому что тот, кто успешно ее реализует, может такими «лягушачьими скачками» переносить эту зону все дальше и дальше. Вот у нас один остров, к которому не подлететь и не подойти. Потом в эту зону попадает другой остров, на него переносятся средства, обеспечивающие зону A2/AD, и зона увеличивается. То есть, это такое «наступление обороной».
Это американская концепция, но если мы посмотрим на европейскую «стену дронов» с этой точки зрения, то увидим, что для наступления она годится прекрасно. Для точно такого же «наступления обороной». Потому что зону, в которой полностью контролируется воздушное движение, можно выносить в сторону противника. Установить зону вдоль границы, а потом начать в случае боевых действий двигать ее в сторону противника, вынося вперед под ее прикрытием элементы, обеспечивающие ее работу — наземные центры управления, точки базирования дронов — все дальше и дальше, запрещая полеты, ведя разведку, применяя РЭБ и уничтожая наземные цели, ведь дроны, способные поражать воздушные цели, могут поражать и наземные объекты.
Поэтому фактически «Стена дронов» представляет собой реализуемый под видом оборонительных целей концепт новой армии — такой, какой она должна стать после очередной военной революции. Это взгляд на то, как нужно преобразовать вооруженные силы с учетом тенденций, связанных в первую очередь с дронами, во вторую — с искусственным интеллектом и средствами информационного обмена.
Потому что такая «Стена дронов», будучи реализованной, позволит за вменяемые средства и с минимальными потерями личного состава нейтрализовать достаточно большие традиционные вооруженные силы.
- А эта «Стена дронов» может нам угрожать?
- Конечно. Я предполагаю, что для этого ее и строят.
- А это вообще дорого? За какое время это можно сделать?
- Судить о времени трудно, потому что пока идет обсуждение, и непонятны даже конкретные технические решения. Повторюсь, важны не сами дроны, а то, как они будут взаимодействовать между собой. Организационно-информационный уровень важнее непосредственных технических решений.
Но надо понимать, что создание такой системы дешевым не будет. Это дорого. Однако выстраивание традиционной системы ПВО в Европе — не просто дорого, а запредельно дорого. Таких денег, я сомневаюсь, что есть вообще в мире. Концепция «Стены дронов» позволяет за приемлемые средства решить проблемы, которые иными средствами не решить, в том числе и в наступательном ключе.
С другой стороны, капитализм не боится затрат, если есть прибыль. Если это дорого, но деньги можно найти, занять, пообещать возврат, то система вполне может быть реализована. Более того, именно то, что это дорогой проект, обеспечивает энтузиазм среди соответствующих компаний. Разговор идет о десятках миллиардов евро — понятно, что производители вооружений заинтересованы. В процесс включаются традиционные европейские концерны, новые оборонные предприятия, украинские компании (у них есть опыт) и, я думаю, американцы.
Поэтому я бы не назвал эту концепцию нереализуемой. Разумеется, есть огромное количество технических проблем, но люди и ядерное оружие создали, и в космос полетели. Вопрос в выделении денег и организационных усилиях. Я не гарантирую, что деньги найдутся, но говорить, что это невозможно — точно неправильно.
- Можно ли вывести из строя элементы этой стены, например, ударными дронами или ракетами типа «Калибр»?
- Это будет проблематично. Во-первых, такая цель, как «Калибр» — это крупная цель, летящая с дозвуковой скоростью, и она может быть перехвачена элементами этой системы. Не обязательно всеми, но включить в систему средства для перехвата более скоростных целей вполне возможно. Перехват крылатой ракеты сам по себе не является нерешаемой проблемой.
Проблема номер два: в концепции изначально заложено активное использование искусственного интеллекта и взаимодействие между элементами системы, обеспечивающее ее живучесть и «фрактальность». То есть, не должно быть такой ситуации, когда поражение одного центра управления выводит из строя целый участок. Система строится по принципу интернета, который создавался, чтобы работать даже после ядерного удара.
В общем, это интересная и опасная концепция. Это взгляд на будущую войну. Он реализуем, но это не значит, что это супероружие. Это новая концепция, у которой пока нет аналогов.
- То есть России все-таки лучше поднапрячься и подготовиться к этому?
- Готовиться к этому нужно всегда. Самое плохое, что можно сделать во время военной революции, — это продолжать использовать старые подходы. Это гарантирует, что рано или поздно тебя обгонят. Надеюсь, у нас работы ведутся. И, разумеется, то, что концепция «Стены дронов» открыто обсуждается, полагаю, компетентные органы уже знают и принимают какие-то меры. Нужно не просто искать средства противодействия, а перестраивать свои вооруженные силы с учетом этой новой концепции.