Стена дронов: эксперт рассказал об откровенной подготовке Европы к войне против России
Европейцы придумали, как быстренько и выгодно для себя вооружиться против России. Оказывается, надо создать массовое производство недорогого оружия – тех же беспилотников. О новых тенденциях в европейском военном бизнесе рассказал Юрий Жданов, профессор, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой Международного права РГСУ.

– Юрий Николаевич, весь это европейский ажиотаж насчет пресловутой «стены дронов» имеет под собой какую-то реальную основу?
– Зря иронизируете – основа есть. Чем хороши европейцы, в чьи организмы давно впитались основы рынка, они мгновенно умеют улавливать возможность заработать буквально на всем, пусть даже и на крови – своей или чужой. Так и сейчас: массовое производство кораблей, самолетов, мощных артсистем они быстро наладить не могут, а вот что попроще – вполне. И это, «что попроще», начинает походить на золотую лихорадку.
– О чем речь?
– Вдруг выяснилось, что конфликт на Украине изменил курс целого поколения стартапов и инвесторов, которые применили новую бизнес-модель для наращивания военного потенциала Европы. На эту тенденцию обратила внимание The New York Times: «В Европе, где Россия использует беспилотники для ударов по Украине и даже проверяет решимость Организации Североатлантического договора, новое поколение стартапов обходит традиционные способы создания арсеналов. Вместо того чтобы ждать предложений и финансирования проектов от правительств, частные инвесторы используют собственные средства для ускорения финансирования, исследований и создания прототипов, надеясь, что покупатели последуют их примеру».
– Какие прототипы создаются?
– Диапазон велик: от истребителей с искусственным интеллектом до шпионов-тараканов. Гундберт Шерф, бывший советник Министерства обороны Германии и партнер McKinsey and Company, который в 2021 году помог основать оборонную технологическую компанию Helsing, получив стартовый капитал от главы Spotify Даниэля Эка и других, заявил: «Это довольно серьезная революция в оборонной промышленности. Это совершенно другая бизнес-модель».
Тут надо пояснить, что компания Helsing, головной офис которой находится в Мюнхене, начала снабжать Украину беспилотниками, а затем обновлять их каждые несколько недель, чтобы соответствовать изменениям в технологиях и стратегии. Сейчас Helsing оценивается в 12 миллиардов евро, что делает ее одним из самых дорогих стартапов в Европе.
Идея заключается в том, что конкурентный подход «снизу вверх» позволяет внедрять инновации быстрее и эффективнее, чем система «сверху вниз».
– Насколько я понимаю, это – исключительно частная инвестиция? Эти парни сильно рискуют?
– Рискуют. Но, как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Тут важно что: для частных инвесторов главным приоритетом является прибыль, что может противоречить стратегическим целям и целям безопасности.
The New York Times приводит данные компании McKinsey: «В 2024 году объем венчурных инвестиций в компании оборонной промышленности во всем мире подскочил до 31 миллиарда долларов, что на 33% больше, чем годом ранее. А инвестиции в европейские оборонные стартапы в период с 2021 по 2024 год выросли в пять раз по сравнению с предыдущими тремя годами. Деньги раздвигают самые дальние границы возможного: недорогие перехватчики ракет и беспилотников, истребители и военные корабли, пилотируемые искусственным интеллектом, тараканы с дистанционно управляемыми рюкзаками и камерами наблюдения для сбора данных в труднодоступных местах».
– Этот рывок стал возможен благодаря конфликту на Украине?
– Скажем так, события на Украине стали поворотным моментом. Такие американские стартапы, как SpaceX и Palantir, в начале 2000-х годов были одними из первых компаний, которые применили мышление и технологии Кремниевой долины в сфере военных закупок. Сегодня стартапы получают лишь малую долю тех колоссальных сумм, которые страны выделяют на оборону. Но начало вооруженного конфликта на Украине в феврале 2022 года ускорило эту тенденцию, особенно в Европе.
Торстен Райл, предприниматель в сфере видеоигр и соучредитель Helsing вместе с Шерфом и Никласом Келером, инженером по искусственному интеллекту, признал: «Раньше ни один европейский венчурный капиталист не интересовался обороной. Теперь же наступила пора золотой лихорадки. Все хотят инвестировать в оборону».
– Как это сейчас происходит?
– Ну, как обычно. Так, EuroAtlas была немецкой оборонной компанией с многолетней историей, когда в 2021 году ее приобрела шведская частная инвестиционная компания Mimir Group. Новые владельцы рассчитывали на безопасный и стабильный бизнес по продаже систем электроснабжения для подводных лодок. Однако, как признала Веринейя Кодряан, руководитель отдела стратегии и специальных проектов EuroAtlas, конфликт на Украине полностью изменил курс компании, которая поставила теперь перед собой новую задачу: EuroAtlas создала подразделение для разработки автономных подводных аппаратов, способных отслеживать состояние жизненно важных кабелей на дне океана.
– И что насчет антимилитаристских настроений в Европе?
– А ничего. Я вас разочарую: не надо рассчитывать на эти настроения. Помните, в самом начале Великой Отечественной некоторые наши интернационалисты-идеалисты надеялись, что немецкие рабочие не станут стрелять в советских рабочих? Еще как стреляли, а еще вешали и сжигали братьев по классу. О своем классовом, пролетарском происхождении они вспоминали тогда, когда мы их брали в плен. Так и тут – ничего личного, тем более – классового (они и слово это давно забыли, впрочем, как и мы). Есть возможность сделать выгодные инвестиции – это спровоцировал в 2025 году «уход» Трампа из Европы. Так почему нет?
Как пример: лидером в этом направлении стала Германия со стартапами в сфере обороны, среди которых Helsing, ARX Robotics и Swarm Biotactics — разработчики экспериментальных тараканов-шпионов.
– Известно, что война – своеобразная лаборатория на поле боя. Обычно имеется в виду создание нового вооружения. Но теперь речь идет и о формировании новых бизнес-моделей?
– Так одно с другим тесно взаимосвязано. Ведь новая бизнес-модель отражает радикальные изменения в ведении военных действий, которые могут быть столь же радикальными, как переход от конницы к танкам и самолетам в Первой мировой войне.
Такие технологии, как робототехника, искусственный интеллект и компьютерное зрение, широко доступны, производятся массово и все более доступны по цене. Теперь они милитаризуются.
Программное обеспечение постоянно обновляется и совместимо с целым рядом существующих систем вооружения. Например, в мае 2025 года компания Helsing провела испытательный полет, в ходе которого ее система искусственного интеллекта Centaur временно взяла под контроль истребитель Saab Gripen E над Балтийским морем.
– Война будущего станет дешевле?
– В целом дешевле – вряд ли. А вот ассортимент оружия расширится, некоторые образцы которого – да, могут оказаться, на первый взгляд, не столь дорогими. Взять то же автономное оружие, не требующее сложных и дорогостоящих систем безопасности для защиты человеческой жизни, также дешевле и проще. Так, дрон из фанеры и пенопласта стоит несколько сотен долларов, но он может уничтожить танк стоимостью в несколько миллионов долларов. Вложения в эту «фанерку с пенопластом» могут оказаться прибыльными.
Эрик Слезингер, бывший сотрудник ЦРУ, основавший фирму венчурного капитала в сфере обороны, советует: «У вас может быть пара миллионов долларов венчурного капитала, которые можно будет вложить в разработку этих небольших технологий».
Синтия Кук, старший научный сотрудник одного из известных аналитических центров, тоже придерживается этого мнения: «Многие военные аналитики сходятся во мнении, что стартапы более инновационны. Крупные традиционные оборонные подрядчики вполне могут быть пригодны для крупных систем, но их подход не позволяет быстро внедрять новые технологии».
Эксперты сравнивают: военные часто тратят годы и десятилетия на разработку следующего поколения техники, такой как истребители и танки. Разработка истребителя F-35 началась в 1995 году. Lockheed Martin выиграла контракт в 2001 году. Производство началось в 2006 году. Стоимость одного самолета составляет около 80 миллионов долларов.
А вот стартапы в сфере обороны работают по иному сценарию. Дино Маврукас, бывший боец спецподразделения ВМС США «Морские котики» и соучредитель компании Saronic Technologies, занимающейся морской обороной, утверждает: «Мы строим корабль на собственные деньги».
И, действительно, в апреле 2025 года компания Saronic приобрела судостроительную верфь во Франклине, штат Луизиана, которую планировалось закрыть. По словам Маврукаса, ее 150-футовое беспилотное судно Marauder спустится на воду в декабре 2025 года. Более того, во время государственного визита Трампа в Лондон британское правительство объявило, что Saronic потратит до 50 миллионов долларов на строительство производственного предприятия в Портсмуте.
– Таких энтузиастов много?
– Хватает. Так, британский стартап Cambridge Aerospace, производящий перехватчики ракет и беспилотников, был основан год назад бывшим морским пехотинцем Крисом Сильваном. По его словам, компания испытала первый прототип в феврале 2025 года и готова к запуску в производство. А на военной выставке в Лондоне в сентябре 2025 года толпы людей под дождем собрались, чтобы понаблюдать за тем, как небольшие автономные катера, такие как K3 Scout компании Kraken Technology, преодолевают повороты реки Темзы.
Мэл Криз основал Kraken в 2020 году, когда пандемия COVID-19 остановила его бизнес по гонкам на моторных лодках. Позже его команда получила грант на инновации от Североатлантического альянса. В августе 2025 года Kraken создал совместное предприятие с немецкой судостроительной компанией NVL Group.
Крис Сильван рассказал: «Мы построили прототип за 10 недель. У Kraken уже есть два завода в Великобритании и строится третий в Гамбурге. Компания может изготовить лодку за два дня и имеет контракты с Великобританией и США. Все катера K3 Scout, длина которых составляет от 7 до 18 метров, представляют собой оборудование, готовое к использованию сразу после распаковки. Конструкция катера модульная, поэтому детали и полезную нагрузку можно легко менять — как вставлять и вынимать кассету из магнитофона — для различных задач, от наблюдения до поиска и спасания. Стоимость каждого катера составляет 250 000 долларов — это бросовая цена в мире военных закупок».
– Как будет осуществляться управление этими беспилотниками?
– Разумеется, искусственным интеллектом. Так, компания Helsing в июне 2025 года приобрела немецкую авиастроительную компанию Grob. Helsing сотрудничает с рядом новых и уже существующих компаний, разрабатывая передовое программное обеспечение, например, системы искусственного интеллекта, способные координировать разведывательные миссии и вести радиоэлектронную борьбу. Компания также производит мини-подводные лодки и ударные беспилотники. Политику компании емко обрисовал Райл, соучредитель: «Нужно начинать разрабатывать эти системы до того, как правительство начнет за них платить».
– Они настолько уверены в том, что их изделия непременно купят?
– Да. В конце сентября 2025 года компания Helsing объявила, что будет производить свой новейший проект — беспилотный истребитель CA-1 Europa длиной 10 метров — на заводе Grob в Туссенхаузене, в 80 километрах от Мюнхена. Компания рассчитывает, что самолет начнет выполнять полеты в течение четырех лет.
– Пресловутая «стена дронов» - не просто образ, а реальный план?
– Над этим работают. Европейский союз действительно создает «стену беспилотников» — оборонительную систему вдоль восточного фланга блока, призванную отпугивать беспилотные летательные аппараты из России.
Подробности пока скудны, поскольку проект находится на ранней стадии. Известно, что «стена» не станет физическим барьером, а, скорее, будет представлять собой скоординированную сеть отслеживателей дронов, потенциально использующих такие инструменты, как радары, глушители и акустические датчики, а также улучшенный обмен информацией и данными. Марк Рютте, генеральный секретарь НАТО, проговорился: «В конце концов, мы не можем тратить миллионы евро или долларов на ракеты для уничтожения беспилотников, которые стоят всего пару тысяч долларов».
Поэтому владельцы стартапов, сориентированных на военный бизнес, и частные инвесторы с нетерпением ждут решений ЕС и НАТО. Прибыль от участия в строительстве «стены дронов» может быть огромной.
– Все это – откровенная подготовка к войне с Россией?
– В Европе искренне считают, что да. Вот только одних дронов для войны вряд ли достаточно. Полковник армии США в отставке, бывший советник главы Пентагона Дуглас Макгрегор в эфире канала Judging Freedom объяснил: «В Европе идет поверхностная подготовка к войне с Россией. Главным образом, это связано с выделением средств, особенно в Германии, где, якобы, на оживление оборонной промышленности направляются сотни миллионов евро. Но чтобы создать современную армию, в среднем требуется около десяти лет, а армия Германии в значительной степени разрушена».
Впрочем, мы тоже войну не торопим.