Руководство США изо всех сил пытается избежать одновременного противостояния, тем более – «горячей» войны, опять же, одновременной, - с Россией и Китаем. Поэтому и перекладывает тяготы конфликта на Украине на европейцев. О стратегических геополитических комбинациях (или – махинациях?) американцев рассказал заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой Международного права РГСУ профессор Юрий Жданов.
- Юрий Николаевич, как-то странно себя ведет президент США Дональд Трамп. То он намеревается прекратить конфликт на Украине за 24 часа, демонстративно «опускает» Зеленского в Белом доме, помпезно встречает нашего президента в Анкоридже на красной дорожке, а теперь обещает поставить Киеву «Томагавки» для ударов по нашей территории вплоть до Урала. И, опять же, говорит об этом как-то невнятно: то ли – решил, то ли – хочет посмотреть, как все это будет… Что происходит? Может, этот пожилой человек болен и немножко заговаривается? Почти, как ненавистный ему Байден.
- Понимаю, к чему вы клоните. Но я вас разочарую: Трамп – отнюдь не выживший из ума старикан. Даже более того – вполне адекватный стратег, хорошо осознающий, что над США нависла перспектива исторического кошмара кайзеровского, а затем и гитлеровского генштаба – одновременной войны на два фронта. В этом историческом варианте - против России и Китая.
- Вы не преувеличиваете его, Трампа, так сказать, адекватность? Он уже столько начудил…
- Но и не преуменьшаю. Дональд Трамп сейчас, действительно, в раздумьях – отсюда его туманные ответы на брифингах и угрюмое молчание президентского окружения.
Что его гложет? Об этом можно судить по предложениям «ястребиного» окружения американского президента.
- Что за предложения?
- А предложения вполне ожидаемые и не претендующие на оригинальность: как победить Россию и Китай одновременно, причем, не воюя на двух фронтах. Причем, что показательно, вообще реально не воюя…
- И как же это сделать?
- У этих «ястребов» на это счет есть идеи. Ник Дэнби (бывший сотрудник военно–морской разведки США, научный сотрудник одного из аналитических центров) в опубликованной в War On The Rocks статье «Последовательность вместо одновременности: как предотвратить войну на два фронта», дает совет.
Цитирую: «Чтобы помешать России и дальше использовать мирный процесс в качестве оружия (?) и медленно продвигать свое преимущество на Украине, Соединенные Штаты должны использовать следующие два года для систематического ослабления России, в первую очередь дипломатическими мерами, одновременно ускоряя процесс обретения европейской оборонной автономии, что позволит Америке, наконец, повернуться лицом к Китаю, прежде чем она столкнется с заведомо проигрышной войной на два фронта».
То есть, по мнению американского разведчика, администрации Трампа надо навести порядок в «оборонном комплексе» Европы и стратегически его перебалансировать. Это позволит европейским партнерам взять на себя большую часть ответственности за безопасность континента и справиться с ухудшением ситуации в регионе без прямой помощи США.
- Для чего?
-- Бывший разведчик Дэнби вполне логично (с его точки зрения) объясняет стратегическую необходимость такого подхода: «Америка сталкивается с тремя противниками: Ираном, постоянным дестабилизатором, решившим разработать ядерное оружие, Россией, представляющей серьезную угрозу Украине и НАТО, и Китаем, бросающим вызов, пытающимся подорвать международное лидерство Америки. Эти конкурирующие угрозы высвечивают проблему стратегической одновременности (?) Америки: как сдержать и, при необходимости, победить Китай и Россию одновременно, не истощая ресурсы, мощь и внимание своей страны?».
- Дэнби знает, как победить?
- Конечно, знает, как и все до него, столкнувшиеся с этой проклятой проблемой – кошмаром - войны на два фронта. Таких «знающих» пруд пруди - Наполеон, Мольтке, Шлиффен и прочие Браухичи, Йодли и Кейтели… Их рецепт известен и прописан во всех военных учебниках: надо бить врагов по одиночке. Вот это древнее стратегическое «снадобье» и втюхивается совсем не военному бизнесмену Трампу:
«Логика последовательности требует ослабить одного из оставшихся соперников, прежде чем рисковать заведомо проигрышной войной на два фронта. Но какого соперника?».
- Логичный вопрос. И кого выбрал Дэнби в числе первых жертв? Кого надо ослабить?
- Элементарно, Ватсон! Разумеется, Россию. Дэнби почему-то кажется (хотя, не глупый, вроде бы, мужчина), что с нами можно справиться быстрее, причем – чужими, то есть, - европейскими руками. Чтобы не отвлекаться от противоборства с Китаем. Дэнби проповедует так называемый императив последовательности. Он напоминает, что с 2022 года стратегия США была направлена на то, чтобы наказать Россию, поддерживая Украину. Но по мере того, как Россия постепенно накапливает достаточно живой силы и боеприпасов, чтобы переломить ход войны на истощение в свою пользу, Украина не может продолжать сопротивление, не решив собственные проблемы с живой силой, материальными средствами, а также стратегическими и оперативными ограничениями.
Ограничения, с которыми сталкивается Америка, усугубляют эту проблему. Поставки боеприпасов на Украину и в Израиль без соответствующей модернизации оборонной промышленности, опасно сократили американские арсеналы. Поэтому для ослабления России надо использовать как военные, так и дипломатические рычаги.
Дэнби считает, что «у Вашингтона есть, пожалуй, всего четыре года, чтобы реализовать правильную последовательность. Первый и второй годы должны быть сосредоточены на оказании помощи Украине в предотвращении российских успехов посредством постоянной разведывательной поддержки и военной подготовки, ослабления «механизма обзора», ограничивающего наступательные дальние удары Украины по России, создания европейской базы оборонного производства и введения систематических издержек для российской финансовой отрасли и торговли энергоносителями — двух главных факторов, способствующих военным усилиям Москвы.
Третий и четвертый годы должны ускорить достижение европейской оборонной автономии, что позволит Америке перенаправить свое внимание и силы на решение надвигающихся проблем в Индо-Тихоокеанском регионе. В рамках всего этого Украина и Европа могли бы получать выборочные поставки боеприпасов или современного вооружения (при наличии и необходимости), при условии, что Европа возьмет на себя более строгие обязательства по обеспечению безопасности и осуществит ощутимые инвестиции в оборонно-промышленную базу Америки».
- Предполагается, что четырех лет хватит?
- Дэнби так думает. Европе он отводит десять лет для достижения полной оборонной автономии и очень надеется, военная мощь России сократится до того, как уже в 2027 году «начнут звучать сигналы тревоги по другим американским угрозам (например, планируемое вторжение Китая на Тайвань или возобновление ядерной программы Ирана)».
Утверждается, что неизбежные стратегические ограничения Америки требуют последовательности внутри последовательности (вот так мудрено сформулировано): западное дипломатическое давление сегодня - европейская оборонная автономия завтра.
- Что предлагается конкретно?
- Принципиально новых, оригинальных предложений нет. Все, как и прежде. Например, прекращение поставок из России: «Соединенные Штаты и Европа должны нацелиться на два столпа финансирования войны России: ее финансовую индустрию и торговлю энергоносителями. Европейские лидеры давно хотели, чтобы Трамп ввел более карательные меры против России, но они также подпитывают военную машину России, подрывая их собственную риторику. В последние недели Трамп оказывал давление на европейцев, заставляя их выполнять их собственные требования к Америке, прекращая закупки нефти, покупая американское оружие, используя замороженные активы и усиливая санкции. Он прав, делая это. Только в 2024 году страны ЕС закупили российские энергоносители на сумму 27 миллиардов долларов. Крупнейшие экономики, такие как Франция, Германия и Италия, по-прежнему сопротивляются полному отключению, в то время как Европейский союз избегает вторичных санкций и по-прежнему настороженно относится к использованию замороженных российских активов».
Далее эксперт рекомендует: «Начните с санкций против всех российских банков и их зарубежных дочерних компаний. Америка должна сотрудничать с Европейским союзом, странами НАТО, не входящими в ЕС, и Японией, чтобы запретить все транзакции с российскими финансовыми институтами (с очень краткосрочными исключениями для европейских стран, сворачивающих закупки российских энергоносителей), а Вашингтон должен сотрудничать с союзными капиталами, чтобы использовать замороженные российские активы на сумму 330 миллиардов долларов, а не только проценты по ним, для финансирования украинской безопасности, включая европейскую оборонную помощь Украине».
Затем, продолжает Дэнби, Западу следует перекрыть поток российских энергоносителей: «В прошлом году нефть и газ составляли 30% доходов российского бюджета, несмотря на то, что Россия перенаправила свою торговлю по сниженным ценам (60 долларов за баррель) на таких нуждающихся импортеров, как Китай и Индия. Тем временем, Венгрия и Словакия, основные страны-неприятели, продолжают импортировать российскую нефть и газ, подрывая более широкое давление Запада. Необходимо расширить «вторичные санкции» в отношении компаний, содействующих торговле российской нефтью, и расширить санкции против российских танкеров теневого флота, чтобы они соответствовали спискам ЕС и Великобритании, которые почти вдвое превышают американские и эффективно сдерживают российскую торговлю энергоносителями».
- Полагаю, не забыты и «Томагавки» для Украины?
- Как же без них! Дэнби поучает: «Украина должна иметь возможность наносить удары по энергетической инфраструктуре, которая поддерживает военные усилия России.
Хотя Трамп уже разрешил Украине получить 3550 боеприпасов увеличенной дальности — первые 10 должны быть поставлены к октябрю 2025 года, а первая партия из 840 должна быть поставлена к октябрю 2026 года, — поставка не окажет существенного влияния, если Пентагон не снимет недавние ограничения на использование Украиной американских и европейских систем вооружения большой дальности, особенно для ударов по энергетической инфраструктуре. Чтобы сохранить контроль над эскалацией, Пентагон все еще может ограничить удары на большие расстояния по чисто военным целям».
Чем это грозит американцам, европейцам и всем остальным жителям планеты (если Россия всерьез осерчает), Дэнби не уточняет. Возможно, надеется как-то выжить.
- И все же, что там говорится насчет европейской оборонной автономии?
- Не скрывается барышная радость, что российско-украинский конфликт послужил катализатором наращивания обороноспособности Европы. Так, прогнозируется, что годовые мощности по производству боеприпасов в Европе достигнут двух миллионов патронов в год к концу 2025 года, что в шесть раз больше довоенного уровня. Министр обороны Германии Борис Писториус в августе заявил, что Европа может «говорить о мире и разрядке с Россией только на равных, только с позиции силы, на уровне глаз».
- Каким образом Европа собирается дотянутся «на уровень глаз» с Россией? Встанет на цыпочки или подпрыгнет?
- Для этого, по мнению Дэнби, США и Европа должны сотрудничать в трех областях.
Во-первых, установить четкое разделение труда, где европейские союзники управляют большинством обычных возможностей, в то время как Америка обеспечивает поддержку в областях своего сравнительного преимущества. Европейские державы, такие как Великобритания и Франция, развернули бы «силы подтверждения» передового базирования вблизи Украины, готовые к развертыванию на Западной Украине в случае прекращения огня или эскалации, где они учились бы у украинских сил (?!), а также оказывали бы поддержку тылового эшелона. Европейские партнеры взяли бы на себя более активную роль в управлении связанными с НАТО воздушными и военно-морскими операциями и патрулированием против действий России в «серой» зоне. Тем временем, Соединенные Штаты обеспечивали бы разведку, наблюдение и рекогносцировочное наблюдение, логистику и транспорт, ядерное сдерживание и резервные силы. Если все будет сделано правильно, к 2027 году европейцы должны будут заниматься повседневным обычным сдерживанием и обороной, в то время как Америка играла бы специализированную вспомогательную роль.
Во-вторых, ускорить оборонно-промышленное сотрудничество, чтобы превратить европейских партнеров из потребителей в производителей, способных сражаться без американской военной техники. Это требует совместного финансирования промышленных мощностей, устранения узких мест в поставках и преодоления дефицита рабочей силы, возникшего в результате многолетнего «управляемого спада». Это также означает обмен критически важными оборонными и двойного назначения технологиями, такими как 155-мм артиллерийские снаряды, дальнобойные высокоточные ракеты и зенитные ракеты, путем предоставления ключевым союзникам изъятий из экспортного контроля в стиле AUKUS.
В-третьих, резко увеличить производство боеприпасов на театре военных действий за счет многолетних контрактов на закупку боеприпасов у союзных правительств. Европейским столицам следует создать или расширить военные резервы для пополнения запасов боеприпасов, подавая промышленности сигнал о наличии устойчивого спроса. Союзники в Тихоокеанском регионе могли бы присоединиться к европейским закупочным консорциумам, снизив затраты и зависимость от перегруженных производственных мощностей США.
Эти шаги, считает Дэнби, не обеспечат европейской оборонной автономии в одночасье, но они укрепят способность Европы сдерживать Россию, что позволит Америке обоснованно переключить внимание на Тихоокеанский регион.
- Судя по всему, американцы куда-то торопятся?
- Они опасаются, что в 2027 году Китай сможет взять под контроль Тайвань. Якобы для этого Пекин продолжает наращивать потенциал, необходимый для вторжения на остров, и может ускорить свой график, если увидит, что Америка сосредоточится на Европе, прежде чем переключиться на Тихоокеанский регион.
Поэтому Дэнби так настаивает на скорейшей нейтрализации России: «Таким образом, Америка сможет, наконец, сосредоточить свои ресурсы и внимание на противодействии своему великому сопернику этого столетия: Китаю. Если Соединенные Штаты используют эти следующие четыре года лучше, чем их противники, они перевернут стратегический ландшафт. Это трансформирует западный альянс из протектората (о, честное признание! – Ю.Ж.), в партнерство. Это увеличит влияние Америки за счет расширения возможностей союзников и распределения ответственности. И это избавит Америку от необходимости выбирать между обороной Европы и Тихого океана».
- Избавит ли?
- А вот это – вопрос. Отто фон Бисмарк предупреждал (как будто предвидел подобную ситуацию): «Не надейтесь, что, единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут - не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
Ну, что, сыграем?