После возвращения к власти президента США Дональда Трампа в Европе все чаще говорят об укреплении собственной обороны. В Европейском союзе (ЕС) призывают наращивать военные расходы и модернизировать военно-промышленный комплекс (ВПК), чтобы обеспечить безопасность без опоры на США. СМИ пишут о начале новой эпохи и прощании с моделью социального государства, а оппозиционные политики и эксперты предупреждают о сложностях и неоднозначных последствиях милитаризации как для стран — членов ЕС, так и для Украины. Как Европейский союз намерен усиливать оборону, чего уже добился и чем это угрожает России — разбиралась «Лента.ру».
Вопросы европейской безопасности обсуждают все чаще. Президент США Дональд Трамп не только требует от союзников по НАТО резкого роста военных расходов — планка доходит до пяти процентов ВВП, — но и призывает их брать на себя ответственность за помощь Украине и собственную оборону.
В Европейском союзе тоже не исключают будущих конфликтов — в том числе с Россией. Канцлер Германии Фридрих Мерц отмечал, что страна уже не находится в состоянии мира, а премьер-министр Польши Дональд Туск подчеркивал, что Европе грозит война нового типа.
На этом фоне символичным стало решение сразу нескольких членов объединения — Польши, Финляндии и прибалтийских республик — выйти из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин, а Литвы — еще и из Конвенции по кассетным боеприпасам.
На уровне Европейского союза готовят общие стратегические документы. В марте представили Белую книгу о европейской обороне «Готовность-2030», где перечислены ключевые угрозы и меры реагирования.
Европа сталкивается с острой и растущей угрозой (...). Единственный способ обеспечить мир — это быть готовыми сдерживать тех, кто может причинить нам вред «Готовность-2030» Белая книга о европейской обороне
Документ описывает «быстро ухудшающуюся стратегическую обстановку», вызванную сочетанием факторов: постоянно упоминаемой угрозой со стороны России, китайским вызовом, распространением войн и миграции из регионов Ближнего Востока и Северной Африки, последствиями изменения климата и сокращением внимания США к проблемам Европы.
Для реагирования «Готовность-2030» среди прочего предлагает:
увеличение оборонных расходов стран — членов ЕС на 1,5 процента от ВВП, что даст 650 миллиардов евро на наращивание военного производства (приоритет — системы ПВО и ПРО, боеприпасы, искусственный интеллект); дополнительный кредит в размере 150 миллиардов евро, в том числе на закупки военной техники для нужд Вооруженных сил Украины (ВСУ); повышение максимально допустимого дефицита госбюджетов стран — членов ЕС; меры по привлечению частного капитала на нужды перевооружения Европы.
Европа должна позиционировать себя как силу, с которой нужно считаться. Это значит, что нужно быть готовыми, что нужно серьезно относиться к нашей безопасности и нашей конкурентоспособности Роберта Метсола председатель Европарламента
Рост расходов подкрепляется созданием инструментов для инвестиций в ВПК: Европейский фонд обороны, Внутренний фонд безопасности, а также региональные и специализированные проекты — Балтийская инициатива по безопасности, общеевропейская система ПВО «Небесный щит» и другие.
На 31 % выросли общие расходы Европейского союза на оборону в 2021-2024 годах
Параллельно расширяются мощности ВПК, которому десятилетиями уделяли мало внимания. В 2023-2025 годах в странах ЕС было введено свыше ста тысяч квадратных метров новых производственных площадок.
Из недавних проектов:
расширение завода Huta Stalowa Wola для выпуска БМП Borsuk и артиллерийских стволов гаубиц AHS Krab в Польше; строительство нового цеха Army Excalibur для производства колесных и гусеничных САУ в Чехии; организация производства бронетранспортеров Patria 6x6 в Латвии и Patria 8x8 в Словакии; строительство новой секции завода по выпуску БМП в Швеции; реконструкция предприятия для производства РСЗО SILAM в Испании; локализация сборки немецкой военной техники, включая танки Leopard 2, в Норвегии; возобновление производства 155-миллиметровых буксируемых гаубиц M777 в Великобритании.
Развитие отрасли отражается в капитализации оборонных компаний. За первую половину года портфель европейских оборонных акций Goldman Sachs Group вырос на 120 процентов и обновил рекорды.
Отдельно выделяется немецкий концерн Rheinmetall: его акции за несколько лет подорожали в 11 раз, а портфель заказов к лету этого года достиг 63 миллиардов долларов. Среди последних инициатив концерна:
наращивание выпуска снарядов на заводе под Мадридом до 450 тысяч в год; открытие завода в Венгрии по производству боеприпасов для БМП KF41 Lynx, а в перспективе — для танков Leopard 2 и Panther; планы открыть пороховой завод в румынской Виктории и предприятие по выпуску 350 тысяч снарядов в Болгарии; меморандум о строительстве завода боеприпасов в Литве и переговоры о запуске производства в Латвии.
Инициативы в целом поддерживаются общественным мнением. По данным Eurobarometer на март, две трети граждан стран — членов ЕС хотят, чтобы объединение играло более заметную роль в решении глобальных кризисов и угроз безопасности.
Безопасность и оборону большинство европейцев считают сферами, на которых ЕС должен сосредоточиться сильнее, чем на климате или социальном неравенстве
На фоне успехов в ВПК у Европейского союза сохраняются серьезные вызовы. Главный — поиск заявленных средств на инвестиции при растущем дефиците бюджетов.
Во Франции финансовый кризис уже вынудил власть обсуждать заморозку социальных выплат, повышение отдельных налогов, сокращение льгот для пенсионеров и рабочих мест в госсекторе — при неизменном росте военных расходов.
€64 млрд должен достичь военный бюджет Франции к 2027 году — вдвое больше уровня 2017-го
В беседе с «Лентой.ру» доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), ведущий эксперт Института военной мировой экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ Алексей Чихачев отмечает: оборонные расходы Франции продолжат расти и даже дефицит бюджета не остановит тренд. «Это политически мотивированный приоритет. Все остальные статьи можно пустить под нож. Но оборона — священная корова, которую никто трогать не будет», — говорит он.
В Германии правительство ради расходов на ВПК вынуждено увеличить заимствования к 2029 году в четыре раза, что требует урезания соцвыплат и фактического сворачивания модели государства всеобщего благосостояния.
Государство всеобщего благосостояния в том виде, в котором мы имеем его сегодня, больше не может финансироваться за счет того, что мы можем себе позволить экономически Фридрих Мерц канцлер Германии
Но даже при наращивании мощностей далеко не все заказы исполняются в срок.
Портфель невыполненных проектов крупнейших европейских оборонных компаний вырос с 2021 года вдвое — до рекордных 311 миллиардов долларов
Кроме того, исследование Гарвардского университета показывает: рост производства сопровождался увеличением экспорта, так что инвестиции в ВПК не всегда ведут к усилению реального военного потенциала стран ЕС.
На это указывает и Алексей Чихачев: внешние конкуренты ограничивают амбиции ЕС. «Покупать уже сейчас американские или израильские системы ПВО проще — это укрепляет оборону в горизонте пары лет», — говорит эксперт, добавляя, что к европейскому рынку присматриваются Индия и другие страны.
Внутри Европейского союза рынок ВПК остается фрагментированным. Производители конкурируют между собой даже внутри отдельных стран. Так, в Германии Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall Leopard 2 в судах. На общеевропейском уровне продолжается конкуренция за проекты будущего основного боевого танка Main Ground Combat System и систем ПВО.
Европейская оборонная политика пропитана духом соперничества... Члены ЕС часто ставят интересы национальной безопасности выше общих приоритетов союза, а компании оборонной промышленности воспринимают друг друга как конкурентов Симона Висоцки руководитель проекта в области международной безопасности Франкфуртского института исследований проблем мира
Показателен и проект «стены дронов» — от Балтийского до Черного моря вдоль границы с Россией и Белоруссией. Его продвигают страны Балтии, Польша и Финляндия, но Словакию, Венгрию и Чехию к обсуждению не пригласили. Без участия этих стран система будет неполной.
«Без Венгрии стена дронов ЕС фактически стала бы линией Мажино в небе», — отмечает старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики Джессика Берлин.
В Европейском союзе по-разному видят угрозы: Центрально-Восточная и Северная Европа ставят во главу угла Россию, южные государства требуют учитывать гибридные атаки, терроризм и киберугрозы
Все больше экспертов указывают на противоречивые последствия милитаризации. Прежде всего, рост военных расходов вытесняет инвестиции в иные сферы и ведет к трансформации социального государства по американскому образцу — с более дорогими и менее доступными медициной и образованием.
Это может привести к усилению социально-экономического неравенства, росту зависимости от частных услуг и увеличению разрыва между регионами и демографическими группами — характерным признакам социальной структуры США Пим Корстен экономист
Оппозиционные политики критикуют курс как слева, так и справа. Депутат Европейского парламента от «Национального объединения» Тьерри Мариани называет оборонные инициативы способом сжать суверенитет стран — членов ЕС. «Это попытка спровоцировать кризис безопасности, а затем объединить в общеевропейский непосильный долг, чтобы принудить к политической интеграции, которой народы никогда не желали и не требовали», — заявил политик.
Есть и риск потери фокуса: наращивая ВПК, Европейский союз может отвлечься от внешних конфликтов — в секторе Газа, вокруг Тайваня и даже на Украине, предупреждает Пим Корстен.
Последствия милитаризации для Украины при этом неоднозначны. По словам Алексея Чихачева, европейские страны напрямую увязывают свою безопасность с украинской и считают необходимым поддерживать ВСУ, что втягивает ЕС еще глубже в конфликт.
Европейцы вовлекаются в украинский конфликт максимально глубоко и ставят знак равенства между победой Украины и собственной безопасностью Алексей Чихачев доцент кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ
Однако неочевидно, насколько удастся реализовать заявленное. «ЕС известен способностью производить множество заявлений и документов. Реальные сдвиги даются очень тяжело из-за сложной системы принятия решений», — отмечает Алексей Чихачев, напоминая, что оборонная повестка Европейского союза тянется еще с 1950-х годов.
Это процесс очень долгий, здесь гораздо больше риторики, чем конкретики Алексей Чихачев доцент кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ
Есть и экономический расчет. По оценке RaboResearch, инвестиции в ВПК за последние десятилетия обеспечивали инвесторам девятикратную отдачу — существенно выше многих альтернатив.
На это делает ставку и европейская политика, указывает Алексей Чихачев: ВПК рассматривают как новый драйвер роста, который ранее отводили зеленой энергетике. «Оборонная промышленность генерирует технологии, рабочие места и дает сильный импакт для смежных отраслей», — говорит он.
По этой логике Европейский союз будет пытаться воплощать оборонные инициативы на практике.
Европейские политики понимают, что эпоха мирного дивиденда после холодной войны закончилась. Им вновь нужно раскручивать оборонную промышленность, возвращать утраченные производства и наращивать бюджеты Алексей Чихачев доцент кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ
России в свою очередь необходимо серьезно относиться к этим европейским планам, считает научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Дмитрий Стефанович. По его словам, данные инициативы включают развитие как оборонительных, так и наступательных потенциалов, которые могут использоваться в будущих конфликтах.
В то же время, как и Алексей Чихачев, эксперт подчеркивает трудности, с которыми сталкивается ЕС в оборонной отрасли, что препятствует развитию европейского ВПК. В связи с этим военная угроза России на данный момент не носит прямой и немедленный характер.
Практика показывает, что большинство совместных европейских проектов в военной сфере реализуются с нарушением сроков и превышением финансирования, а порой и вообще разваливаются на этапе согласования Дмитрий Стефанович научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Вместе с тем уже нынешние рассуждения об укреплении обороны и российской угрозе отражают тренд на ремилитаризацию Европы, которая становится все более реальной. Именно поэтому она должна учитываться в стратегическом планировании России, заключает Дмитрий Стефанович.
Для России необходимо соблюсти баланс между достаточным реагированием на европейские инициативы и известной сдержанностью в развитии собственного потенциала Дмитрий Стефанович научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН