Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков задался вопросом о возможной поставке Украине ракет Tomahawk: «Вопрос, как и прежде, звучит следующим образом: кто может пускать эти ракеты, даже если они оказываются на Украине, — только украинцы или все-таки американские военные?» Ранее о том, что Вашингтон рассматривает просьбу Киева о предоставлении крылатых ракет Tomahawk дальностью до 2,5 тысячи километров, сообщил вице-президент США Джей Ди Вэнс. По его словам, окончательное решение по этому вопросу примет Трамп. Чего ждать дальше?
Крылатые ракеты Tomahawk, способные летать на сверхмалых высотах, США до сих пор поставляли только ближайшим союзникам. Они есть у королевских флотов Британии и Испании. Ожидаются поставки Нидерландам, Японии и Австралии. Поставки их Украине стали бы едва ли не самым большим шагом по пути эскалации военной помощи Киеву. Последний раз США использовали Tomahawk в апреле 2018 года по приказу как раз Трампа для ударов по войскам Башара Асада в Сирии. ПВО сирийцев не смогли перехватить ни одной ракеты из более чем полусотни.
Нагнетание ракетной угрозы становится новой формой давления на Москву. Зеленский все чаще говорит о возможности ракетных ударов вглубь России. Якобы Вашингтон уже дал согласие, что подтвердил и спецпосланник Кит Келлог. Можно согласиться с Дмитрием Песковым в том, что «Tomahawk или иные ракеты не смогут изменить динамику на фронте». Однако ситуацию в тылу массовое применение дальнобойных ракет все же сильно осложнит. Ранее Украина заявляла, что производит наземную модификацию противокорабельного «Нептуна», ракету-дрон «Паляниця» и ракету «Фламинго». Однако подтвержденной информации об их применении не было.
Тем временем в Европе нарастает «дроновая тревога» на грани истерии в связи со случаями нарушения воздушного пространства стран НАТО. Вне зависимости от принадлежности дрона он априори считается русским, даже если потом вдруг оказалось, как в одном из случаев в Дании, что речь шла о местном любителе.
Определить принадлежность самолетов, разумеется, проще. Всякий случай залета «по касательной» российских самолетов тотчас обретает повышенный резонанс, приводя к дискуссиям на тему, воюет ли уже Европа с русскими и надо ли сразу сбивать российские самолеты. В лютые годы холодной войны подобная взаимная «игра на нервах» была в порядке вещей. Были случаи и поражения чужих самолетов. Сейчас это называется «гибридной войной».
В такой ситуации, когда, к примеру, премьер Швеции Ульф Кристерссон заявляет, что над Скандинавией дроны привели даже к кратковременному закрытию нескольких аэропортов и что за этим, вероятно, стоит Россия, никто не будет слишком уж настаивать на суетливых оправданиях в духе «нас там нет». Ну, считают — и пусть считают. На войне как на войне. Пока гибридной. В конце концов, почему только над Россией расстилать план «Ковер». Неуверенность в собственной безопасности теперь может коснуться и натовских союзников Киева. Официально Москва всякий раз, впрочем, решительно отвергает свою причастность.
Примерно так и выглядит гибридная война, в которую Россия и Евросоюз постепенно вползают. И пока власти Польши, Финляндии и Эстонии строят вдоль границ с Россией стены из бетона и колючей проволоки, то всамделишная реальность им как бы намекает, что угрозы могут прилететь совсем в ином формате. Когда могут оказаться бесполезными противотанковые рвы в стиле Второй мировой и бетонные бункеры, которые активно начинает строить та же Эстония.
По информации Bloomberg, ряд европейских дипломатов встречались недавно в Москве с российскими чиновниками, дав понять, что по нарушающим воздушное пространство НАТО самолетам может быть открыт огонь. Но единого мнения, что делать с «залетными», у европейцев пока нет. Министр обороны Германии Писториус заявил, что ФРГ будет сбивать российские дроны, если будет «реальная угроза безопасности», но это, мол, «зависит от конкретной ситуации». Польский премьер Дональд Туск констатирует: «Европа уже находится в состоянии войны», но это война «нового типа». Напротив, глава МИД Польши Сикорский призывает страны НАТО быть осторожными возле границ России, заявляя, что не нужна конфронтация. Хотя еще недавно тот же Сикорский заявлял, что НАТО будет сбивать российские воздушные цели, залетающие в воздушное пространство Европы. Ряд других европейских деятелей, например президент Финляндии Стубб и генсек НАТО Рютте, тоже призывают к осторожности. Ранее Москва уже заявляла, что, если страны НАТО собьют российский самолет, это будет означать начало войны альянса с Россией. Правда, речь шла, насколько можно было понять, о российском или нейтральном воздушном пространстве.
На актуальную тему, как всегда, хлестко высказался зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев, написав, что война «с фригидной старухой Европой» России не нужна, поскольку главная ее задача «состоит в развитии своих территорий». По мнению Медведева, такая война не может быть развязана и самой Европой, потому что «европейцы в своем большинстве инертны и изнежены, они не хотят сражаться за какие-либо общие идеалы и даже за свою землю». В таких условиях, по мнению бывшего президента России, война если и возможна, то в результате роковой случайности. «Да и фактор гиперактивности отмороженных идиотов никуда не делся». И вот по такой версии получается, что от «отмороженных идиотов» как-то уж слишком многое в нашем хрупком мире зависит. Стало совсем тревожно.