«Штурм будет тяжелым» Российские войска окружают Константиновку. Как операторы БПЛА уничтожают логистику и технику ВСУ?
В конце августа российские подразделения прорвались к административным границам Константиновки — крупного промышленного центра в Донбассе — и завязали бои на ее окраинах. Гарнизон Вооруженных сил Украины (ВСУ) пока не окружен: в город доходят боеприпасы и подкрепления, а небольшие поселки вокруг отчаянно удерживает украинская пехота. Главная задача наступающих — отрезать населенный пункт от «большой земли», поставить под огневой контроль все дороги и тропинки, ведущие к позициям противника. Наш корреспондент выехал в окрестности Константиновки вместе с бойцами 4-й бригады, участвующей в штурме. Как разворачивается битва за одну из самых укрепленных точек Донецкой народной республики (ДНР), какую тактику применяют российские войска и что говорят военнослужащие о боеспособности обороняющей ее группировки ВСУ — в репортаже «Ленты.ру».
Город дышит
Бетонная крошка от разрушенных стен и перекрытий плотно усыпала пролеты «брежневки». В некоторых местах пролетов нет вовсе, и бойцам постоянно приходится карабкаться друг другу на помощь.
Блуждая по сгоревшим коридорам, я поднимаюсь на 9-й этаж — оттуда открывается почти идеальная панорама предместий, укутанных в черные клубы дыма.
Битва за подступы к Константиновке началась поздней весной: российские части стали постепенно сжимать кольцо вокруг города с запада, востока и юга. Однако северо-западная дорога на Дружковку и Краматорск до сих пор остается вне контроля.
Это — жизненная артерия гарнизона. По ней идет большая часть военных грузов, подкреплений и техники, которыми украинское командование, словно кислородом, снабжает город
Задача операторов БПЛА 4-й мотострелковой бригады — «удушить» этот сосуд до того, как пойдут в прорыв танки и пехота.
— Мы взяли город в полукольцо, но штурм потребует больших усилий. Противник прямо сейчас готовит его к обороне: роет рвы, минирует дороги, строит доты, натягивает «колючку», — описывает обстановку начальник службы беспилотных систем с позывным Еж.
В его подчинении — десятки опытных пилотов, присоединенных к танковому батальону для поддержки наступления.
Еще одна их важная задача — охота на тяжелые украинские дроны с помощью малых ударных БПЛА. «"Баба-яга", например, в пересчете на рубли стоит несколько миллионов и может легко подорвать наш танк или укрепленный блиндаж», — рассказывает Еж.
Мы уничтожаем их маленькими FPV-дронами за 200-300 долларов — такое вот своеобразное фронтовое ПВО. В месяц можем сбить до сотни, а иногда и гораздо больше Еж (позывной) начальник службы БПЛА танкового батальона 4-й бригады
По словам офицера, если еще недавно от налетов этих «вредных старух» практически не было защиты, то теперь арсенал «четверки» насчитывает тысячи беспилотников разных систем. Это дает российской стороне преимущество в формировании динамики боя.
— На подступах к городу в основном открытая местность — поля, частный сектор, траншеи. Штурмовики здесь как на ладони, поэтому небо должно оставаться за нами, — рассуждает Еж.
А в наступлении наша бригада участвует почти круглосуточно Еж (позывной) начальник службы БПЛА танкового батальона 4-й бригады
«Князь Вандал Новгородский»
Сегодня воздушный налет на украинские позиции совершит «Князь Вандал Новгородский» («КВН»). Беспилотник, разработанный инженерами производственного центра «Ушкуйник» из Великого Новгорода, управляется по волоконно-оптическому кабелю — в этом его главное тактическое преимущество.
Что известно о БПЛА «Князь Вандал Новгородский»? «Князь Вандал Новгородский» («КВН») — боевой беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный в 2024 году инженерами научно-производственного центра «Ушкуйник» из Великого Новгорода. Генеральный директор центра — Алексей Чадаев. Управляется по волоконно-оптическому кабелю, защищен от воздействия систем радиоэлектронной борьбы. Предназначен для сброса боезаряда, доставки полезных грузов, сбора разведданных, а также для связи между подразделениями в районе боевых действий. Впервые применен в августе 2024 года на территории Курской области против подразделений Вооруженных сил Украины. Грузоподъемность — шесть килограммов, дальность действия и эффективный радиус поражения — до 15 километров.
1206 единиц легкового и грузового транспорта поразил «КВН» с августа 2024 года
Подготовкой «птицы» к вылету заняты бойцы с позывными Варяг и Якорь — командир отделения БПЛА и техник-инженер. Они аккуратно закрепляют на корпусе катушку с серебристой нитью оптоволокна, затем подвешивают к «лапкам» дрона кумулятивный снаряд.
Не всякая броня выдержит прямое попадание такого заряда. Сегодняшние цели — вражеские боевые машины и танки
— Картинка транслируется на ноутбук с частотой 20-30 кадров в секунду, — рассказывает Варяг. — При заходе на цель частота может упасть практически до нуля, и изображение «замрет».
Со временем у тебя развивается «интуиция удара». Ты помнишь положение пальцев на джойстике и можешь поразить цель вслепую. Попал или нет — потом узнаешь по камере дрона-разведчика, который висит неподалеку Варяг (позывной) командир отделения БПЛА в составе танкового батальона 4-й бригады
Бойцы говорят, что единственный эффективный способ борьбы с «Князем Вандалом» — плотно закрыть антидроновыми сетями траншеи, опорные пункты и маршруты снабжения.
К северу от Константиновки трассы с твердым покрытием уже давно затянуты такими сетями
Такую практику, как и управление дронами по оптоволокну, украинцы «заимствовали» у русских. Российские военные начали укрывать дороги для защиты от атак с воздуха еще в прошлом году — сначала в Артемовске (Бахмуте), затем по всему фронту.
Но подступы к Константиновке так защитить нельзя: бои идут в открытой степи, в небольших поселках и перелесках.
— Длина катушки — 16 километров, значит, можно бить не только по переднему краю, но и по ближнему тылу. В отличие от тяжелых дронов, «поймать» такую птицу в полете нереально. Она развивает скорость под 120 километров в час, никакому танку не укрыться, — с гордостью говорит Якорь.
Но самая приоритетная наша цель — украинские дроноводы, такие же операторы, как и мы. Это куда важнее, чем сжигать технику, пусть даже самую дорогую. Сейчас система огня практически полностью держится на беспилотниках — как у нас, так и у врага Якорь (позывной) техник-инженер отделения БПЛА в составе танкового батальона 4-й бригады
«На защиту крепости бросили все резервы»
С начала лета российские войска сжали полукольцо вокруг Константиновки, приблизившись к городу на 1,5-15 километров. Наибольшее продвижение было на юго-востоке — от окраин Дзержинска (Торецка) до южных предместий Часова Яра.
Именно здесь, на самом сложном участке прорыва, действовала 4-я бригада. Поселок и село Дылеевка (два разных, но одноименных населенных пункта в окрестностях), Белая Гора, Александро-Шультино — далеко не полный список укрепленных пунктов, отбитых у ВСУ.
— Современная война — это не сплошные линии окопов, как в Великой Отечественной, а сеть разбросанных укрепленных точек. Сплошного фронта нет, есть лишь пехота, скрывающаяся под землей, — говорит Еж.
Задача таких позиций — держать врага на ближних подступах, не поднимая головы лишний раз. Ведь замеченный пехотинец тут же уничтожается дронами и артиллерией Еж (позывной) начальник службы БПЛА танкового батальона 4-й бригады

Штурм Константиновки также ляжет на плечи 4-й бригады. Еж признает: задача не из легких. Город очень удобен для обороны и хорошо укреплен. В последние месяцы туда перебросили дополнительные резервы — несколько механизированных бригад, части спецназа и батальоны беспилотных систем.
Российские войска, по его словам, не уступают противнику ни в численности, ни в подготовке. «Четверка» воюет против Вооруженных сил Украины с 2014 года: сначала в составе Народной милиции Луганской народной республики (ЛНР), затем — в составе российских сил.
Иллюзий нет — штурм потребует больших усилий, а противник будет сражаться за город упорно. На защиту брошены все резервы. Однако мы все равно возьмем Константиновку — вопрос только во времени Еж (позывной) начальник службы БПЛА танкового батальона 4-й бригады
Пока в окрестностях города свободно перемещается вражеская техника, а логистические маршруты противника остаются активными, ситуация не изменится. Главная задача Варяга и Якоря — превратить периметр Константиновки в непроходимую для техники зону. На это могут уйти месяцы и даже больше.
Цена любой ошибки здесь — жизни штурмовиков. Операторы полагаются на себя, качественную разведку и толику удачи в этой воздушной охоте
***
С пронзительным визгом лопастей «Князь Вандал» устремляется к пылающему городу. Воздух наполняет знакомый бойцам гул — предвестник неизбежной смерти. На мониторах мелькают заброшенные поля, разрушенные хаты и почерневшие от гари лесопосадки.
Уже через полчаса хищник найдет свою добычу — украинский Т-64Б в пиксельном камуфляже

Спустя минуту над горизонтом взметнется столб черного дыма. По рации сухо доложат: «Экипаж покидает машину, танк горит». Мы начинаем спешный, но организованный отход с позиции.
Противник, вероятно, уже вычислил нашу точку и выслал на охоту своих «стервятников». Здесь каждый солдат одновременно и охотник, и добыча — так устроена эта война