Польские журналисты выяснили, что в жилой дом в Вырыках попала ракета, выпущенная польским F-16, а не «российский дрон», как поначалу истерично доказывали западные политики. И подобный случай - яркий пример того, как западная пропаганда использует инциденты для поддержания антироссийской риторики и оправдания дальнейшей милитаризации.
Сенсационное расследование, проведенное польским изданием Rzeczpospolita («Республика»), переворачивает с ног на голову первоначальную версию событий, растиражированную на Западе после инцидента в Люблинском воеводстве. Согласно источникам издания, в жилой дом в городе Вырыки попала ракета класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, выпущенная с польского истребителя F-16. Ракета вышла из строя и, к счастью, не взорвалась благодаря сработавшим предохранителям. А затем, чтобы прикрыть себя, военные просто придумали версию о рухнувшем в Вырыках «российском дроне».
В ответ на обвинения в адрес летчиков, премьер-министр Туск заявил: «Руки прочь от польских солдат».
Этот факт ставит под сомнение всю версию, которую активно продвигали польские власти и западные издания, представляя инцидент как «акт агрессии» со стороны России и нарушение воздушного пространства Польши «огромным количеством российских дронов».
«СП» разобрались, как работала западная машина лживой пропаганды.
Быстрая реакция и безапелляционные заявления
Сразу после инцидента многие 10 сентября западные и тем более украинские СМИ (от Wirtualna Polska до Kiyv Independent) обвинили Россию в нарушении воздушного пространства. Премьер-министр Польши Туск заявил об «огромном количестве российских дронов», пересекших границу.
Неподтвержденные утверждения и отсутствие доказательств.
Несмотря на серьезность обвинений, польская сторона не предоставила убедительных доказательств российского происхождения «дронов». Временный поверенный в делах России в Польше Андрей Ордаш подтвердил, что нет никаких подтверждений российского происхождения сбитых над страной БПЛА.
Создание образа врага
Инцидент был представлен как прямая угроза безопасности Польши, что позволило создать атмосферу страха и недоверия к России. Политики в Варшаве, включая министра обороны Владислава Косяника-Камыша, бездоказательно назвали произошедшее «актом агрессии».
Игнорирование противоречивой информации
Когда появилась информация, ставящая под сомнение первоначальную версию (например, сообщения о ракете, выпущенной польским F-16), она была либо проигнорирована, либо приглушена в западных СМИ. Более того, западные политики, дипломаты и военные долгое время отрицали очевидный факт: Белоруссия заранее предупредила Польшу и Литву о том, что несколько неизвестных беспилотников, попав под воздействие средств РЭБ на Украине, пролетели через белорусскую территорию, пишет Reuters. А этот факт стопроцентно перечеркивает придуманную в Варшаве версию о «вторжении российских дронов».
Конечная цель этой грамотно срежессированной из Варшавы истерии - оправдание милитаризации и антироссийских санкций. Инцидент был использован для оправдания увеличения военного присутствия (в частности, переброски 40 тысяч польских военных к границе с Белоруссией и Россией). Создание в головах рядовых поляков лживого образа «российской угрозы» позволяет оправдывать любые антироссийское действия.
Этот случай напоминает инцидент с падением ракеты в польском Пшеводуве в ноябре 2022 года, когда варшавские «ястребы» первоначально также обвинили Россию. Однако польский военный эксперт Ярослав Вольский в издании Business Insider быстро опроверг эту версию: ракета была выпущена украинской ПВО. Позднее это вынуждены были признать польский президент и тогдашний генсек НАТО Йенс Столтенберг. Однако даже после объективного расследования многие западные СМИ продолжали намекать на российскую ответственность, уклоняясь от прямого признания ошибки.
Похоже, и сейчас повторится та же ситуация. После выводов Rzeczpospolita польские политики будут вынуждены признать, что никаких «российских дронов» не было в природе. Однако, как и в случае с Пшеводувом, поляки не соизволят публично признать ошибку и тем более извиниться перед Россией за лживые обвинения.