Обновлено 13 сентября в 15:40
НАТО начинает операцию «Восточный часовой», чтобы укрепить позиции на восточном фланге. Об этом заявил генсек альянса Марк Рютте на пресс-конференции с главкомом объединенных сил НАТО в Европе Алексусом Гринкевичем. В свою очередь Гринкевич добавил, что в операции будут задействованы вооруженные силы Дании, Германии, Франции, Великобритании и других стран.
«Восточный часовой» запускается после инцидента с дронами в воздушном пространстве Польши 10 сентября. Рютте заявил, что «нет никаких сомнений» в том, что беспилотники были российскими, добавив, что расследование продолжается.
Он заявил также, что современные российские ракеты способны быстро достигать не только стран восточного фланга альянса, но и таких городов, как Лондон и Мадрид, что ставит под угрозу всю Европу. Видео выступления Рютте в соцсетях НАТО так и озаглавили «5 минут до удара». Генсек НАТО призвал все страны альянса воспринимать себя как находящихся на восточном фланге.
Комментирует Андрей Кортунов — политолог-международник, эксперт клуба «Валдай»:
— НАТО — это большой союз, куда входят разные страны, у них различные приоритеты в области безопасности. Испанию или Италию, Португалию больше беспокоит ситуация на южном фланге. В этом смысле разногласия с восточными членами НАТО естественны и неизбежны. Рютте как бюрократ, отвечающий за единство альянса, пытается разногласия если не преодолеть, то, по крайней мере, смягчить. Насколько получится, сказать трудно. Скорее всего, до конца это не получится, все равно география определяет приоритеты.
— Насколько вся эта история с беспилотниками изменила ситуацию и привела к росту напряженности?
— Это повод для того, чтобы снова актуализировать тему российской угрозы, продемонстрировать, что, в общем, на фоне переговоров, на фоне позиции администрации Трампа непосредственно для Европы мало что изменилось, а если что-то и меняется, то в худшую сторону. Это попытка перехватить инициативу, монополизировать информационное пространство, соответственно, поддержать мобилизационный потенциал в странах Европейского союза, в частности в том, что касается увеличения оборонных расходов и повышения боеготовности вооруженных сил. Понятно, что для Рютте очень важно, чтобы Трамп сохранял интерес к Европе, не переключился целиком или, так сказать, в основном на проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона до противостояния с Китаем. Это еще раз сигнал, в том числе и в Вашингтон, о том, что угроза есть, мы рассчитываем на вашу поддержку, 5-ю статью Североатлантического договора никто не отменял, ну и так далее. Мне кажется, что пока все-таки говорить о необратимости эскалационного процесса преждевременно. Конечно, много будет зависеть от того, как будут развиваться события в ближайшие дни. И естественно, что обстановка военных учений создает дополнительные риски, учитывая то, что между Россией и НАТО отсутствуют практически сколько-нибудь постоянные каналы коммуникации по военной линии. Хотелось бы надеяться, что все-таки риски не запредельные. Позиция России заключается в том, что сейчас надо главный акцент делать на взаимодействие с Соединенными Штатами. Если удастся договориться с Вашингтоном, то тогда это будет уже задача Вашингтона заставить своих европейских партнеров и союзников присоединиться к тем или иным договоренностям.
Российская сторона не раз отмечала, что Польша не предоставила доказательств того, что беспилотники были российскими.
После инцидента Франция, Великобритания и Германия отправили в Польшу свои истребители, Чехия — вертолеты и военных, Швеция и Нидерланды — ПВО и средства борьбы с беспилотниками.
О том, как может выглядеть операция НАТО близ российских границ, рассуждает политолог-международник Алексей Наумов:
Алексей Наумов политолог-международник «Безусловно, инцидент с беспилотниками (если мы не оцениваем вопросы вины и умысла — все равно на них сейчас не получим конкретные точные ответы) стал какой-то точкой фокусировки для НАТО. Мы увидели, что Североатлантический альянс не готов к одной из основных угроз, которая сегодня есть на поле боя. Да, это угроза беспилотников. У стран НАТО не оказалось эффективного, доступного и распространенного средства для противодействия масштабным налетам беспилотников, которые, как мы видим, обеими сторонами конфликта — Россией и Украиной — применяются довольно давно. Запуск этой программы стал своего рода эмоциональным, политическим и военным ответом Североатлантического альянса и в целом западного мира на неготовность к этим современным вызовам. Я думаю, что НАТО возьмет на себя военную координацию усилий в этом вопросе: поставку комплексов ПВО, постановку на дежурство боевых самолетов, и мы увидим, что европейская программа по перевооружению во многом начнется с подготовки систем ПВО. Я думаю, что этим инцидентом вызвана мобилизация западного мира, мобилизация НАТО для противодействия военной угрозе, как они видят, со стороны России. Полагаю, что в рамках этих учений будут отрабатываться слабые места европейской обороны. Мы уже слышали, что польские солдаты поедут на Украину для того, чтобы учиться бороться с беспилотными летательными аппаратами. Это, конечно, ответ, принятый в условиях довольно нервной ситуации, учитывая и инцидент с беспилотниками, и начавшиеся учения «Запад-2025».
Польша на неопределенный срок закрыла границу с Белоруссией в связи с проведением российско-белорусских стратегических учений «Запад-2025». Маневры продлятся до 16 сентября.
Президент США расценил инцидент в Польше как ошибку. Однако это не самое популярное объяснение произошедшего — политики и пресса говорят о провокации, диверсии и тому подобном. Например, CNBC со ссылкой на экспертов рассказывает, что это часть «тактики нарезки салями», которая призвана проверить решимость Запада. Стратегия России, уверен телеканал, заключается в том, чтобы предпринять ряд постепенных шагов для укрепления собственных позиций без провокации масштабного ответа».
Комментирует Сергей Шеин — научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ:
Сергей Шеин научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ «Это попытка мобилизовать участников НАТО внутри, продемонстрировать, что НАТО реагирует на нарушение воздушного пространства беспилотниками, предположительно российскими. Это попытка показать восточному флангу НАТО, что эти страны не одиноки, не будут брошены на произвол судьбы в случае прямого конфликта с Россией. Это в принципе укладывается в русло той политики, которой придерживается американская администрация, переложить на плечи европейцев заботу о собственной безопасности. Поэтому такие шаги для того, чтобы мобилизовать европейских сторонников без упоминания на Вашингтон, идут на руку Дональду Трампу, это действуют в русле той логики, которая была выбрана именно на последнем саммите Североатлантического альянса».
Большинство стран ООН не считают Россию причастной к инциденту с беспилотниками в Польше. Из 193 стран-членов организации лишь 46 подписали совместное заявление о причастности России. Среди них сама Польша, а также, Великобритания, Грузия, Венгрия, США, Германия, Франция и еще ряд государств. По их мнению, Россия 19 раз нарушила воздушное пространство Польши в ночь на 10 сентября и этой «провокацией» способствовала эскалации конфликта.
Постпредставитель России при ООН Василий Небензя отверг все обвинения, заявив, что Москва не заинтересована в эскалации с Варшавой и призвал Польшу провести консультации с российским Минобороны.
Появление российских дронов в воздушном пространстве Польши является «результатом распространения кризиса в Украине» — такую оценку дал представитель Китая. По его словам, недавно все наблюдали «определенный позитивный импульс диалога и переговоров», но сейчас «любая конфронтационная риторика может спровоцировать эскалацию, а любое военное столкновение — большую нестабильность».