Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

В России создали легкий портативный комплекс РЭБ в виде рюкзака

Вот уже год как на основании директивы Генштаба Вооруженных Сил России создан добровольческий отряд роботизированных электронных комплексов и систем "БАРС-Сармат" (БАРС-37), позднее преобразованный в Центр специального назначения (добровольческий, беспилотных систем "БАРС-Сармат").

Бойцов Центра "БАРС-Сармат" на Запорожском направлении знает, пожалуй, каждый штурмовик: операторы БПЛА помогают в сложных ситуациях, когда требуется выследить хорошо замаскированного противника, сломить усиленный укрепрайон ВСУ, разобрать блиндаж, уничтожить пулеметное гнездо, не дающее пехоте продвигаться вперед.

Сегодня Центр действует в качестве резерва командующего ВДВ и группировки войск "Днепр", имеет в своем составе научно-технический центр (далее НТЦ), специалисты которого модернизируют в полевых конструкторских бюро дроны, средства РЭБ и другое, обеспечивают ими операторов БПЛА с Херсонского, Запорожского и других направлений.

РЭБ-рюкзак не даст приблизиться к бойцу

Недавно бойцы антидроновых подразделений отразили очередную ночную атаку БПЛА-камикадзе на объекты энергетической инфраструктуры Мелитополя. Здесь хорошо себя зарекомендовали зенитно-ракетные средства специально подготовленных расчетов, дроны ПВО, предназначенные для уничтожения БПЛА противника в воздухе.

"В полевых КБ (конструкторских бюро. - Прим. "РГ") производим и модернизируем коптеры роторного и самолетного типов, которые поступают к нам отовсюду, системы наведения, средства радиопеленгации, радиоэлектронной борьбы, барражирующие боеприпасы, - рассказывает начальник научно-технического центра, доктор технических наук, профессор с позывным Конго. - Словом, занимаемся созданием разнообразных технических средств, нацеленных на достижение Победы".

Боевую апробацию изделий специалисты НТЦ как проводят в своих подразделениях, так и передают в армейские - для выявления недостатков и запуска устройств в серию.

Всего НТЦ за время своей работы провел апробацию около 300 изделий - разработок "народного ВПК" и крупных предприятий оборонки, развернул серийное производство автомобильных комплексов РЭБ и антидроновых ружей, систем связи, наземных робототехнических комплексов, которые могут эвакуировать раненых, разминировать местность, подвозить продовольствие и боеприпасы на передовую, нести ретрансляторы и средства РЭБ, являться носителями ударных комплексов ПВО. Своими силами в Центре производят более сотни автомобильных устройств и порядка двухсот антидроновых ружей в месяц.

На днях состоялись испытания новой разработки: РЭБ-защиты для штурмовиков, которая изготовлена по инициативе командующего группировкой войск "Днепр" Героя России генерал-полковника Михаила Теплинского (командующий ВДВ России).

В условиях, предельно приближенных к боевым, солдат надевает на себя рюкзак с комплексом РЭБ, включает его. Оператор на расстоянии в несколько километров запускает дрон, направляет его на бойца. Задача наблюдателя и оператора зафиксировать, на каком расстоянии от цели дрон теряет управление. В ходе испытаний на различных диапазонах окончательное подавление БПЛА происходило в 50-100 метрах от солдата с РЭБ-рюкзаком.

"Раньше мы не делали носимый РЭБ, только возимый, который весит под 40 килограммов. Понятно, такую тяжесть на себе долго не пронести, - рассказывает Конго. - Но выход нашелся: это модульный принцип. Вместо того чтобы сделать один РЭБ, который гасит все частоты, мы делаем несколько модулей РЭБ, каждый из которых излучает на одной частоте, и раздаем модули-рюкзаки участникам штурмовой группы. В результате обеспечивается полная купольная защита".

Сам собой возник вопрос, а не вредны ли случаем такие системы РЭБ для здоровья бойцов. Оказалось, что СВЧ-излучение здесь приемлемой мощности и никакого влияния на человеческий организм не оказывает. "Я свою деятельность начинал в экранированном помещении, где 24/7 молотило мощное СВЧ-излучение, которое мы регулировали, - вспоминает начальник НТЦ. - Ничего страшного ни со мной, ни с моими коллегами не случилось…"

Главное, по его словам, средства РЭБ спасают от гибели и физического урона здоровью, которые причиняют FPV-дроны, что ни в какое сравнение не идет с гипотетическим отложенным вредом от СВЧ-излучения.

Бизнесмены, рабочие, фермеры и чиновники заняты общим делом

В лабораториях научно-технического центра работают специалисты из разных уголков нашей Родины. Есть бизнесмены, рабочие, фермеры, чиновники, в том числе высокого ранга.

Инженер-радиотехник Орфей на гражданке трудился заместителем министра просвещения одного из регионов. Помимо изготовления дронов, изучает с товарищами трофейную технику, ее конструктивные особенности, внедряет передовые решения.

"Занимаюсь здесь тем, на что в гражданской жизни у меня не хватает времени, - рассказывает Орфей. - Это дорогого стоит, когда ты получаешь удовольствие от своего дела! Ощущаешь, что причастен к единому порыву людей отстоять правду, защитить граждан и освободить нашу землю... Признаться, я не служил "срочку", но уже могу сказать, что военнослужащим стал, праздник 23 февраля теперь мой по праву".

По словам Орфея, в лабораториях НТЦ собрались единомышленники. Их выбор пал на добровольческий отряд, потому что здесь занимаются делом по душе, а еще потому, что есть срок контракта, по окончании которого можно вернуться домой.

Начальник одной из лабораторий с позывным Астроном - ученый, в свое время окончил военную кафедру физико-технического института. На гражданке занимался наукой, связанной с обработкой изображений, и на службе продолжает трудиться в этом направлении. В добровольческий отряд пришел, потому что задачи по разработке малой беспилотной техники на достойном уровне имеют первостепенную важность для страны.

Лаборатория Астронома занимается разработкой систем машинного зрения, автоматического управления, целеуказания и навигации. Сотрудниками лаборатории изобретено устройство, которое в разы повышает живучесть БПЛА, причем оно имеет невысокую цену - оснастить таким модулем можно любой дрон. И тогда при потере связи устройство автоматически возвращает БПЛА или обеспечивает его выход в район цели - даже тогда, когда другие средства навигации полностью заглушены РЭБ противника.

Важнейшая точка приложения усилий НТЦ - в области противовоздушной обороны. Сверхзадача - очистить небо от вражеских беспилотников. Для этого нужны быстрые и дешевые дроны ПВО в большом количестве, действующие одновременно по единому алгоритму.

Современная война требует мгновенной реакции на изменения на поле боя

Инженер с позывным Мультик с коллегами занят модернизацией РЭБ-устройств: особое внимание они уделяют антеннам как основе РЭБ-эффективности. Разработали способ улучшения работы джаммеров (используются в радиоэлектронной борьбе для создания помех и подавления сигналов. - Прим. "РГ"), которые повышают действенность стандартных генераторов помех в 2-2,5 раза.

Особой популярностью у боевых расчетов пользуется комплекс купольного радиоэлектронного противодействия "Мгла-Сармат" (с кросс-поляризованными антеннами, гасит дроны и с вертикальными, и с горизонтальными расположениями антенн. - Прим. "РГ"). РЭБ успешно прошла испытания в научно-исследовательском институте (радиоэлектронной борьбы) в Воронеже, рекомендована к поставкам в войска.

"Современная война требует мгновенной реакции на изменения на поле боя, - говорит начальник НТЦ Конго. - Киевскому режиму помогают самые высокотехнологичные страны мира. Это требует от нас максимальной интеллектуальной отдачи, оперативности в принятии решений, видения того, что будет актуальным на фронте уже завтра, и, естественно, постоянного взаимодействия с инициативными инженерными группами в тылу".

У каждого специалиста лабораторий НТЦ "БАРС-Сармат" остались связи с прежних мест работы, соответственно, их задача - объединить возможности гражданских и военных инженеров, сделать унифицированные изделия, а где это необходимо - посодействовать в переводе гражданских производств на изготовление продукции, востребованной на фронте.

Не забывает Центр и подшефные учебные заведения: оснащает оборудованием с тем, чтобы ребята уже со школьной скамьи приобщались к беспилотной авиации, приобретали необходимые знания и нарабатывали навыки пилотирования. Не исключено, что вчерашние школьники захотят поступить на службу в Центр специального назначения (добровольческий, беспилотных систем "БАРС-Сармат") - дорога молодежи открыта! Тем более служба здесь засчитывается за службу по призыву.

P.S.

Если у вас есть готовые разработки, которые необходимо испытать на фронте, обращайтесь в ЦСН "БАРС-Сармат", заполнив заявку на апробацию изделий на сайте организации.