Кого в СССР освободили от платы за обучение в техникумах

В 2025 году Россия празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для побед на фронте, работы в тылу, помощи раненым и беженцам с 1941 по 1945 год советской властью были приняты сотни нормативных актов. Война заставила серьезно перекроить правовое поле страны.

Кого в СССР освободили от платы за обучение в техникумах
© Парламентская газета

«Парламентская газета» рассказывает об архивных документах, определявших жизнь на фронте и в тылу от начала немецкого вторжения до Великой Победы. Читайте каждую пятницу в печатной версии нашего издания и на сайте PNP.RU. Сегодня рассказываем о том, кого советская власть освободила от ежегодной платы за обучение в техникумах, а также о введении в Красной Армии отличительного знака о ранениях военнослужащего.

С раненых плату не берут

В Советском Союзе по праву гордились бесплатным образованием, но таковым оно было не всегда. 26 октября 1940 года появилось постановление за подписью председателя Совнаркома СССР Вячеслава Молотова:

«Ввести с 1 сентября 1940 года в 8-х, 9-х и 10-х классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях плату за обучение». Составляла она в старших классах и техникумах 150 рублей в год, за исключением Москвы и Ленинграда, где платили 200 рублей. При средней ежемесячной зарплате в 300 рублей эти расходы не сильно били по карману семей трудящихся. Если оценки за четверть в среднем были не ниже «четверки», а две трети оценок составляли «пятерки», то есть «отлично», плату с такого ученика в следующей четверти не взимали.

Среди причин введения платного обучения историки называют дефицит желающих учиться в фабрично-заводских школах, хотя потребность в рабочих возросла — открывались новые предприятия, в том числе военные заводы.

Во время войны этот подход был частично пересмотрен. 2 июля 1942 года Совнарком СССР выпустил постановление, которым предписывалось освободить от платы за обучение в техникумах красноармейцев, возвратившихся «после ранения, контузии, увечья или болезни», а также родственников погибших или пропавших без вести на фронте рядовых, сержантов и старшин, являющихся иждивенцами.

Одновременно директорам техникумов разрешали зачислять на стипендию участников войны, вернувшихся в техникумы из Красной Армии и Военно-Морского Флота после ранений или болезней «при наличии у них не только отличных и хороших, но и посредственных отметок».

Советник ректора РГГУ, заведующий кафедрой истории России новейшего времени Александр Безбородов в беседе с «Парламентской газетой» обратил внимание на дату документа.

«Потери Красной армии к лету 1942 года были очень высокими. Раненых, контуженных в тыл стало поступать гораздо больше. Их надо было устраивать на обучение, а в будущем и трудоустраивать. А значит, создавать определенные льготные условия», — пояснил эксперт.

И еще один принципиально важный момент. Июль 1942 года — это пик переброски производительных сил на Восток, а именно на Волгу, Урал, Дальний Восток.

«Вставала острейшая необходимость компенсации людей, призванных на фронт, теми, кто эти производительные силы в других регионах должен был повышать, работать в тылу на заводах, фабриках, других предприятиях, в том числе и со средним профессиональным образованием», — объяснил Безбородов. 

Плату за обучение в техникумах, старших классах и вузах в СССР отменили с сентября 1956 года при генсеке Никите Хрущеве.

Знак для тех, кто кровь проливал

На втором году войны для бойцов, командного и политического состава Красной Армии, получивших ранения в боях за Родину, был введен отличительный знак о числе ранений для постоянного ношения на обмундировании. При этом количество ранений исчислялось с начала вторжения войск Гитлера. Такой приказ «с объявлением положения об отличительных знаках раненым военнослужащим Красной армии на фронтах Отечественной войны» за подписью наркома обороны СССР Иосифа Сталина появился 14 июля 1942 года.

В тексте документа говорилось, что в боях против немецких захватчиков «бойцы, командиры, политработники Красной Армии показывают образцы мужества, отваги и геройства» и «служат примером храбрости и бесстрашия для новых пополнений».

В связи с этим решили ввести отличительный знак о ранении, который военнослужащему полагалось носить на правой стороне груди. Тем, кто носил знак о ранениях в боях с фашистами незаконно, грозила уголовная ответственность.

Отличительный знак ранений, согласно положению, представлял собой нашивку прямоугольной формы длиной 43 мм, шириной 5—6 мм. Нашивку изготовляли из шелкового галуна. При легком ранении она была темно-красного цвета, при тяжелом — золотистого.