После штурма. Освободившие Мариуполь бойцы не могут получить пенсии и льготы

В редакцию пришло письмо. "Я, Толкачев А.А., бывший боец в/ч 08828 ОШБ "Сомали", являюсь ветераном боевых действий и участником спецоперации. С 18 лет ушел на войну добровольцем, потому что не мог смотреть на геноцид моего народа. Так как друзья из моего города Угледар уже были в составе батальона "Сомали", мой выбор пал именно на него.

После штурма. Освободившие Мариуполь бойцы не могут получить пенсии и льготы
© Российская Газета

Принимал участие в штурме, а затем и обороне Авдеевской промзоны, в боях на ясиноватско-горловском направлении, в отражении атак националистических подразделений на населенный пункт Старомарьевка. После начала СВО, с 24 февраля 2022 года, участвовал в освобождении населенных пунктов Николаевка, Донское, Мариуполь, Пески. Награжден Георгиевскими крестами 3 и 4 степени, медалями "За боевые заслуги", "За освобождение Мариуполя", "За отличие в бою", "За укрепление боевого содружества".

За время несения службы получал множественные осколочные ранения, а также тяжелые контузии, вследствие чего был нанесен непоправимый ущерб моему здоровью. В 2022 году я был признан негодным к несению службы и уволен. С 2023 года прохожу лечение в различных медицинских учреждениях. В 2024 году, начав собирать документы для прохождения МСЭ (медико-социальной экспертизы. - Прим. "РГ") на получение инвалидности, столкнулся с такой проблемой, как запись на прием (она ведется на два месяца вперед). В итоге мне приходилось по два месяца стоять в очередях. Казалось бы, пройдя одного врача, я смогу перейти к другому, но тут всплывала другая проблема: все справки действительны один месяц. И пока я ожидал очереди, остальные выписки становились недействительны. При этом обход всех врачей мне обошелся в 14 тыс. рублей, т.к. все обследования платные.

Опустив руки от безысходности, я обратился в фонд "Защитники Отечества". Спасибо, они помогли собрать весь пакет документов и отправить в Бюро МСЭ № 6 г. Донецка. И вот спустя еще месяц меня вызвали и после экспертизы установили 3-ю группу общего заболевания, хотя во всех эпикризах и выписках из больниц указано, что мое заболевание получено в ходе боевых действий. Сотрудники МСЭ мне объяснили, что они видят, что это именно военная инвалидность, но так как существует указ 835, то для ее получения мне нужно получить еще и заключение ВВЭ (военно-врачебной экспертизы. - Прим. "РГ") г. Луганска.

После получения всех документов СФР (Социальный фонд России. - Прим. "РГ") назначил мне смешную сумму - 7500 рублей, что даже ниже прожиточного минимума, и отказал в оформлении выплат в связи с тем, что у меня на иждивении двое детей: 1 год и 6 лет. Отказались принимать во внимание мой военный стаж.

"Все справки действительны один месяц. Пока я ожидал очереди к врачам, остальные выписки просто становились недействительны..."

Так как ежемесячно я трачу на лекарства 5-6 тысяч, то сумма в 7500 для меня является просто убийственной - ввиду того, что у меня нарушения речи и координации движений, я не могу работать, а также не имею собственного жилья, оно было уничтожено в ходе освобождения моего города.

Недавно из администрации Донецка пришел ответ, что выдать жилье взамен разбомбленного они не смогут. Причин указано сразу несколько - дома новые не строят, а значит, жилья попросту нет; кроме того, семью Толкачевых не обнаружили в списках очередников.

Что касается получения инвалидности, то я отправил документы заказным письмом для прохождения ВВЭ в г. Луганск. Там его получили 29 июля, однако спустя месяц я не получил никакого ответа. Не дождавшись ответа, пробился к ним на "горячую линию". Там мне сообщили, что я получил отказ в связи с тем, что инвалидность мною получена в 2025 году, а в законе 835 указано, что она должна быть установлена не позднее 2024 года.

Я пытался обращаться в прокуратуру, но мне сказали, что таких, как я, очень много и они ничем помочь не могут.

И вот хочу спросить: за что я проливал кровь и потерял здоровье?

...Не так давно на онлайн-платформах прошла документальная картина режиссера Максима Фадеева "У края бездны", вызвав небывалый для фильмов такого жанра зрительский интерес. Оператор повсюду следовал за бойцами штурмового батальона "Сомали", досконально точно и детально передав атмосферу происходящего в первые месяцы спецоперации в Мариуполе.

Штурмовики этого батальона были известны и ранее. Комбат с позывным Гиви - народный герой Донбасса. Погиб в 2017 году в Макеевке. Несмотря на гибель командира, батальон продолжил вытеснять украинских националистов с территории ДНР и с началом спецоперации его бойцы наряду с подразделениями ВС РФ первыми вошли в Мариуполь. Город на Азовском побережье, напомним, был главной базой нацбатальона "Азов" (признан в РФ террористической и экстремистской организацией).

"Сомалийцам" - простым донбасским парням, взявшим в руки оружие для защиты своей земли, - предстояло очистить от нацистов ключевые районы города. И они смогли сделать это, потеряв большую часть личного состава. О жесточайших боях и героизме "безбашенных" штурмовиков "Сомали" при штурме Мариуполя как раз и рассказывает документалка "У края бездны".

Многие остались в живых только "благодаря" тому, что их эвакуировали в госпитали из-за ранений, в том числе приведших к ампутации конечностей. Сейчас они уже ветераны. Вот только с получением положенных им по закону выплат и льгот вышла "затыка".

Отстаивая права защитников Донбасса, адвокат Коллегии адвокатов "Московский юридический центр" Ирина Лымарь была вынуждена обратиться к Главному военному прокурору РФ Валерию Петрову.

"За последний год я получила целый ряд обращений и жалоб от бойцов легендарного батальона "Сомали", которые после увольнения в связи с военной травмой (увечьем), полученной в ходе исполнения воинского долга, не могут оформить военную пенсию и положенные им льготы. Это объясняется тем, что, согласно заключению МСЭ, проводимой в Донецке, все они признаны инвалидами по общему заболеванию, а не по военной травме, что лишает их возможности на получение достойной социальной и военной пенсии, медицинской реабилитации, включая жизненно необходимое протезирование конечностей", - говорится в заявлении, поданном во время личного приема в Главной военной прокуратуре (копия имеется в распоряжении "РГ").

По данным Ирины Лымарь, помимо Андрея Толкачева (позывной Толкач) с такими проблемами столкнулись также комиссованные бойцы Сергей Ключников (Зеба), Виталий Кольцов (Малой) и Руслан Баланюк (Крапаль).

Донецке уже не первый год творятся удивительные вещи. Ребята, отстоявшие родную землю ценой своего здоровья (многие из них в ополчение вступили еще в 2014 году), возвращаются домой фактически полными или частичными инвалидами. И что они видят? Полное равнодушие, из-за чего они вынуждены вновь проходить семь кругов ада. На этот раз уже в кабинетах на гражданке.

Их подвиг не признается. Признавать их тяжелые травмы и ампутированные конечности военными увечьями, как того требует пункт 15 постановления правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 "О признании лица инвалидом", на родине никто не спешит.

Отсиживающиеся в тылу чиновники отказывают им в законном праве на военные пенсии по инвалидности, льготы и пособия.

Мне кажется, решению этого вопроса могла бы помочь более активная позиция прокуратуры, которая для защиты интересов бойцов имеет право обратиться в суд, где и восстановить наконец справедливость", - считает адвокат.

Стоит отметить, что сегодня батальона с названием "Сомали" уже не существует. Теперь это 60-й отдельный гвардейский штурмовой батальон Министерства обороны РФ.