Образование без границ или ограничения возможностей: нужен ли российским студентам бакалавриат IB?

В этом контексте RuNews24.ru обратился за разъяснениями ситуации к Якову Якубовичу, эксперту Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ, чтобы понять последствия этого решения.

Образование без границ или ограничения возможностей: нужен ли российским студентам бакалавриат IB?
© runews24.ru

Что такое International Baccalaureate?

International Baccalaureate — это международная образовательная программа, разработанная в Швейцарии в 1968 году, которая охватывает обучение для студентов от 3 до 19 лет через четыре основных уровня:

1. Primary Years Programme (PYP)

2. Middle Years Programme (MYP)

3. Diploma Programme (DP)

4. Career-related Programme (CP)

Основная цель IB заключается в воспитании любознательных и социально ответственных личностей, способных критически мыслить в глобальном контексте. Диплом IB признается не только в России, но и во многих других странах, включая вузы Лиги Плюща, что дает выпускникам большие возможности для дальнейшего обучения.

«IB — это не просто программа, это целая философия образования, нацеленная на развитие критического мышления и культурного взаимопонимания. Признавать ее нежелательной — это шаг, который может серьезно ограничить возможности молодежи на международной арене», — высказал свое эксперт.

Причины признания IB нежелательной организацией

1. Западные шаблоны: Власти утверждают, что программа способствует формированию молодежи по «западным шаблонам», противоречащим традиционным российским ценностям.

2. Популяризация нетрадиционных ценностей: Основное внимание уделяется тому, что IB может подрывать общественные устои России.

3. Русофобская позиция: Коррекция учебных материалов после конфликта в Украине расценивается как поддержка антироссийского нарратива.

«Нежелательность IB — это отражение более широкой политики девестернизации. Образование не должно ограничиваться только "национальными стандартами". Пусть учащиеся учатся критически мыслить и развивают гибкие навыки, необходимые в современном мире», — считает эксперт.

После этого решения, прямыми жертвами стали студенты, их родители и школы, которые предложили программу IB. Сложности могут возникнуть как с получением дипломов, так и с возможностью поступления в российские учебные заведения.

«Абсолютно очевидно, что ученики, которые учатся по программе IB, сталкиваются с неопределенностью. Они могут потерять возможность завершить обучение или получить аттестаты, что может негативно сказаться на всей их образовательной траектории».

Решение о признании International Baccalaureate «нежелательной организацией» несет в себе серьезные последствия для международного образования в России и требует тщательного анализа и подготовки. Важно сохранять критическое мышление и гибкость в подходах к образованию, чтобы не разрушить образовательные преимущества, которые предоставляет такая программа, как IB.

«Надеюсь, что в дальнейшем не произойдет полной изоляции образования от международных стандартов. Адаптация и интеграция таких программ с учетом российских реалий является наилучшим путем для будущего нашей молодежи», — заключил Яков Якубович.