Почему FPV-дроны - дорогие игрушки, а не замена традиционным вооружениям

В последнее время принято только хвалить дроны, писать и говорить о том, как они поменяли ход боевых действий, восхищаться их дешевизной, доступностью и простотой обучения операторов. О том, что и беспилотники не без греха, как-то все и подзабыли. Поэтому любопытно выслушать критику о применяемых в зоне СВО беспилотниках. Вдвойне интереснее получить эту информацию от противника. Речь пойдет не обо всех видах БПЛА, а только о FPV-дронах (оператор управляет таким беспилотником с помощью специальных очков, позволяющих ему видеть картинку от первого лица) с подвесами из боеприпасов.

Почему FPV-дроны - дорогие игрушки, а не замена традиционным вооружениям
© Российская Газета

Такую возможность получил военный эксперт Александр Зимовский. Пост на соответствующую тему он на днях опубликовал у себя в Telegram-канале:

- Знакомлю вас с опытом словацкого спецназовца-наемника, который два года воевал дроноводом на Восточном фронте (как мне удалось выяснить, в районе Лимана). Списался он в 2025 году по ранению в коленный сустав, не знаю, с ампутацией или без. В общем, выжил. Так что опыт свежий.

Два года дроноводом срок немалый, поэтому я, так сказать, обобщил его боевой опыт.

Тезисно:

- FPV-квадрокоптеры страдают от множества технических, тактических и экономических проблем, которые делают их скорее дорогой игрушкой, чем полноценной заменой традиционным вооружениям.

- Лишь 43 процента вылетов его группы завершались успешным поражением цели, и это без учета миссий, отмененных из-за погоды, помех или технических неисправностей. Если включить такие случаи, успех падает до 20-30 процентов. Более того, большинство успешных миссий были "двойными ударами" - добиванием целей, уже пораженных минометами/артиллерией или наземными минами. Уникальные задачи, где FPV-квадрокоптеры работали по целям в зданиях и в фортификационных сооружениях, составляли менее 10 процентов от всех миссий.

- 25 процентов FPV-квадрокоптеров имеют неисправности перед вылетом (проблемы с радиоприемниками, видеопередатчиками или программным обеспечением), 10 процентов боеголовок не срабатывают при попадании в цель. Батареи разряжаются в полете, а погодные условия (ветер, дождь, снег, туман) делают вылеты невозможными. Отсутствие GPS (из-за глушения) и других навигационных систем вынуждает операторов полагаться на визуальное ориентирование, что уполовинивает точность попадания.

- Одна из главных причин провалов FPV-квадрокоптеров - их уязвимость к РЭБ. 31 процент вылетов его группы срывались из-за русских глушилок, а еще 3 процента - из-за собственных систем РЭБ, о которых рэбовцы не предупредили заранее. Квадрокоптеры используют незашифрованные аналоговые радиосигналы, что делает их легкой мишенью для помех. Перегруженный электромагнитный спектр (до десятка команд дронов на одной частоте) приводит к конфликтам сигналов, задержкам вылетов или сбоям.

- FPV-квадрокоптеры на самом деле требуют высокой квалификации операторов. Управление FPV-квадрокоптерами - это не интуитивный процесс: дроны нестабильны, не могут зависать или летать медленно, что делает их сложными для точного наведения. Базовый курс подготовки дроновода на Украине длится 5 недель, но даже выпускники нуждаются в дополнительной практике. Многие операторы учатся на фронте, что приводит к частым ошибкам - столкновениям с деревьями, проводами или другими препятствиями.

- FPV-квадрокоптеры позиционируются как дешевое оружие, но их стоимость в 500 долларов за вылет делает их дороже мин, снарядов или боеприпасов для многоразовых дронов (около 100 долларов). При этом, например, минометы быстрее (поражение цели за 5 минут против 15 минут у дронов) и не зависят от погоды или РЭБ. Даже оптоволоконные дроны, которые решают проблему помех, стоят вдвое дороже и ограничены в маневренности из-за кабеля.