Эксперт Бендин рассказал о применении аэростатов в военных целях
Сергей Бендин, глава московского отделения комиссии по воздухоплаванию Русского географического общества (из интервью изданию "Армейский стандарт"):
- Тотальная угроза со стороны беспилотников заставляет искать все новые средства противодействия им. Одна из идей - использовать воздухоплавательные средства в организации противовоздушной обороны (ПВО). Тактические привязные аэростатные комплексы активно используются израильской армией в рамках программ ПВО "Железный купол". Во время кампаний в Ираке и Афганистане такие системы применяли США.
Операторы аэростатов за десятки километров видели несущиеся в их сторону пикапы с боевиками и фиксировали пуски ракет.
Сегодня привязные аэростаты, помимо Израиля и США, применяют войска Саудовской Аравии, Италии, Польши, Китая, Индии, Ирана, Южной Кореи, Греции...
Чтобы понять преимущества РЛС комплекса ПВО на борту привязных аэростатов перед закрепленными на мачтах, нужно вспомнить основы стереометрии. Фактор кривизны земной поверхности влияет на дальность обзора РЛС. В нашей системе ПВО массово используются 42-метровые мачты наземного базирования с установленными на них радарами. За 30 километров с высоты мачты могут выявляться угрозы, летящие в эшелоне 100 метров и выше.
Признавая специфику "войны дронов", мы должны учитывать, что полет беспилотников обычно проходит в высотном диапазоне от 30 до 100 метров. РЛС наземно-мачтового базирования проектировались в советское время, когда требовалось поражать актуальные на тот момент воздушные цели - крылатые ракеты и авиацию, полет которых не проходил ниже 100 метров. К сожалению, современные низколетящие угрозы наземные РЛС ПВО нередко упускают из виду.
Расширить возможности радаров ПВО позволяет смекалка - затащи мачту на возвышенность и контролируй радиолучом пространство на 35-40 километров. Но это - предел. При этом надо держать в уме фактор времени приближения летящей угрозы к зоне операционной досягаемости ПВО. Успеют ли расчеты зенитчиков ПВО взять на прицел и уничтожить десятки или даже сотни дронов, которые все чаще вылетают на охоту роем?
Дистанцию в 30 километров, на которую радар способен хоть как-то заглянуть, распространенный боевой украинский дрон "Баба-Яга" покроет за 40 минут, беспилотник-камикадзе "Байрактар" - за 14, "Бобер" - за 13, а "Скайлайн" - за три минуты. За столь короткий промежуток времени, который будет в распоряжении расчетов ПВО, вряд ли удастся подготовиться к пуску зенитных ракет для уничтожения массированного налета. А значит, "просачивание" некоторых ударных дронов станет неизбежным фактом. Возможно, именно этим объясняются участившиеся успешные атаки беспилотников ВСУ в тылу и приграничных районах. В ближайшей перспективе интенсивность атак вражеских дронов роевым построением будет только усиливаться.
Естественно, что наша система ПВО должна к этому серьезно подготовиться. Подойдут для этого либо самолет, либо привязной аэростатный комплекс.
Самолетов ДРЛО А-50 в ВКС России всего несколько, что явно недостаточно. Кстати, благодаря именно радарам на борту самолетов эффективность ПВО в Московском регионе очень высока.
Самолет ДРЛО может контролировать огромное пространство, находясь на рабочих высотах 5-10 километров. Но дежурство такого самолета в небе ограничено 8-10 часами. Ил-76МД, на базе которого работают такие комплексы, за смену израсходует топливо, отправится заправляться и сменить экипаж на борту. Такую возможность провести вылазку незаметно для российской ПВО дроны ВСУ могут не упустить.
Другое дело, когда РЛС на борту тактического или стратегического аэростата начинает работать с высоты 2, 3 или даже 4 километров, сессия боевого дежурства может продолжаться от нескольких дней до месяца - в зависимости от размерности аппарата. Дальность радиогоризонта с такой высоты будет от 150 до 300 километров.
Такие самолеты ДРЛО, как А-50, для ПВО признаны лучшим решением. Но эксплуатационные расходы на самолет с радаром на порядок выше, чем траты на мероприятия привязного аэростата. Однако вся соль в том, что серийных аэростатов ни для ПВО, ни для ВКС в России не выпускается. Вместе с тем уверен, что самолет и аэростат ДРЛО в процессе грядущего реформирования системы ПВО гармонично впишутся в свои целевые ниши. "Привязникам" суждено работать на ниве "стационарного" наблюдения, а самолетам - участвовать в высокомобильных операциях.
По заданию минобороны коллектив российских конструкторов ранее разработал и испытал такие привязные аэростаты, как "Гамильтон", "Гепард" и "Тигр" (на фото). Эксперты уверены, что все эти аэроплатформы должны стоять на дежурстве не только для обеспечения ПВО, но и для экологического мониторинга или поддержки мобильной связи во время спасательных операций в местах природных бедствий и катастроф.