Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Эксперт назвал идею о членстве России в НАТО «фантастикой»

Предложить России членство в НАТОпредложил один из союзников Трампа, экс-конгрессмен Мэтт Гетц. Республиканец выразил уверенность, что этот ход помог бы завершить конфликт на Украине на условиях США и стал бы «сильным рычагом давления» на Москву. Почему вопрос о приеме России в НАТО вновь появился в повестке дня, «МК» объяснил генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук, председатель совета Центра политических исследований России (ПИР-Центра) Евгений Бужинский.

- Евгений Петрович, неужели кто-то на Западе всерьез рассчитывает завлечь Россию в НАТО? Это серьезно?

- Эта идея - из области фантастики. Еще начиная с 1990-х годов, когда неофициально начал обсуждался этот вопрос, я всегда спрашивал: по каким уставам тогда будем работать в НАТО? По американским или по российским? Вот основной вопрос. НАТО – это организация, «заточенная» против России. Если Россия будет в НАТО, зачем тогда нужен этот военный альянс? Для чего?

- Другой цели у них нет?

- Естественно. Им нужен враг. Они очень неудобно себя чувствовали в 1990-е. Я видел это в Брюсселе. Они пытались натянуть на себя и глобальную роль, и региональную – и Афганистан, и Сомали, и Ирак, и чего только не придумывали. А потом, в 2000-х раз, и появился враг – Россия. Выдохнули, все хорошо, все встало на свои места.

А если Россия в НАТО, все их планирование летит к черту. Против кого воевать? В свое время на конференции в Женеве кто-то из российских представителей задал Киссинджеру вопрос насчет России в НАТО. Тот ответил вопросом на вопрос: «Ради чего создавался блок НАТО? Разве для этого?» И привел пример: «Даже прибалты сказали, что вступали в НАТО, чтобы спастись от России. А вы нам предлагаете, чтобы Россия их защищала. Вы что, с ума сошли?».

- С 1992 по 2009 год вы работали в Международно-договорном управлении Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, были заместителем руководителя российских правительственных делегаций на переговорах по сокращению стратегических наступательных вооружений, заместителем начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. То есть с натовцами контактировали неоднократно. Что можно сказать об истории вопроса? Еще Билл Клинтон заявлял, что на посту президента США предлагал Ельцину перспективы членства России в НАТО. Энтони Блинкен, занимая пост главы Госдепа, говорил, что в 1990-х Москва сама отказалась от этого предложения. В России такие планы когда-нибудь были?

- Никаких указаний и поручений ни от президента страны, ни от министра обороны по вопросу вступления в НАТО не было. Все эти обсуждения и рассуждения шли на уровне несерьезных разговоров. Гипотетически: а что если?

- Тогда почему эта тема вновь и вновь поднимается?

- Может быть, Клинтон вдруг вспомнил, что когда-то обсуждал это с Ельциным. Кто-то подхватил, тема дошла до СМИ. Вряд ли это произошло специально.

С моей точки зрения это совершенно нереалистичный сюжет. Зачем его поднимают? То ли публику потешить, то ли кого-то раззадорить. Не знаю.

- А если представить фантастический сценарий – что Россия стала членом НАТО?

- Хорошо. Представьте. Россия и США - две равновеликие ядерные державы. Даже по силам общего назначения мы количественно не уступаем США, за исключением авиации. У нас, в отличие от американцев, есть такой реальный боевой опыт применения вооруженных сил, какого у них нет. Чей зонтик будет раскрыт над альянсом? Наш или американский? И снова тот же вопрос: по каким уставам мы будем работать?

Кто-то из президентов США сказал: «Америка не вступает в союзы. Она их создает и руководит ими». То же самое можно сказать о России.